История оружия может рассказать о стране гораздо лучше любого учебника. Особенно если правильно задавать вопросы.
Вот, например, поглядите на этот шушпангевер:
Это норвежский карабин Краг-Йоргенсен 1904 г. под патрон 6,5х55 для (внимание!) инженерно-саперных войск. А помимо этого на вооружении в Норвегии тогда состояли:
а) пехотная винтовка Краг-Йоргенсен (также по отдельным заказам выпускалась для флота);
б) кавалерийский карабин Краг-Йоргенсен (две модификации);
в) винтовка Краг-Йоргенсен для сил самообороны (также - учебная) под патрон 22 ЛР.
Также были винтовки и карабины той же системы для продажи частным лицам. А чуть позже еще был принят и артиллерийский специальный карабин - тот же Краг-Йо.
И вот теперь зададимся вопросом: а не многовато ли модификаций для такой страны как Норвегия в начале прошлого века? Населения в стране мало. Годного к службе в армии - еще меньше. Инженерный корпус - вообще 1 человек из 100 военнослужащих. И вот для этого одного человека специальный инженерный карабин создавать? Зачем? Такого даже самые богатые страны себе не позволяли. Что-то тут не так.
Но тут надо вспомнить историю. Дело в том, что в 1814 году Швеция напала на Данию и отжала у нее Норвегию. Официальной причиной нападения было то, что Дания находилась в союзе с Наполеоном, а Швеция - наоборот.
Неофициальная же заключалась в том, что в 1809 году Швеция огребла больших люлей в войне с Россией и уступила ей Финляндию. В Швеции оставалось много реваншистов, желающих вернуть себе колонии. Но на Россию им нападать было стремно - Россия недавно разгромила самую лучшую армию в мире. А вот на Данию напасть можно было запросто - там и противник послабже, и народу поменьше, и территория уязвима со всех сторон. Что и было сделано.
Так, Норвегия вошла в состав Швеции на правах унии. Униатский норвежский флаг выглядел примерно так:
Норвегам такой расклад, понятно, не нравился. И особенно он им перестал нравиться в конце 19 века - когда у норвегов начали заводиться деньжишки. Ведь тогда начало интенсивно развиваться судостроение, морские перевозки, промышленная разработка природных ресурсов (лес, рыба, металлы) - а это как раз Норвегия. Плюс норвеги умудрились продать в США свой патент на ту же винтовку Краг-Йоргенсен - ее там приняли на вооружение. Для Норвегии это были очень большие деньги.
И вот этими деньгами норвегам надо было так или иначе делиться с головной конторой в Стокгольме. Причем без каких-либо ответных ништяков - Норвегия требовала хотя бы самоуправления, но шведы на такое идти не хотели. В итоге обе стороны начинали понимать, что без войны развод между Швецией и Норвегией не обойдется - уж больно крупные ставки были на кону. И обе начали к ней готовиться.
Швеция, как головная контора, могла к войне готовиться официально - закупать вооружение, технологии и проч. А вот Норвегия - не совсем, им этот вопрос надо было согласовывать со шведами. Именно поэтому норвеги и пошли на такое ухищрение, как создание разных модификаций винтовок. Типа, их шведы спрашивают:
- А чего это вы, соседушки, новую партию стволов на заводе заказали? У вас же вся армия давно укомплектована. Вы что, с кем-то воевать собрались? Дополнительный призыв планируете?
- Так а мы это не для армии. Мы это для инженеров - вот, специальный карабин придумали, с пазом для полярного ледоруба. Чтобы плац было лучше подметать..
И вот для кавалеристов еще два варианта - один для лошадей, другой для оленей, с креплением на рога...
А ежели вы про те пять вагонов с винтарями, что на запасном пути стоят, - так это вообще для гражданских хуторян на севере. Там, знаете ли, столько волков из Швеции понабежало, ужас просто...
Самое главное, норвежское оберкоммандо, понимая малочисленность своей армии, планировало в случае войны мобилизовывать в нее и подростков. Вот именно для них, по сути, и разрабатывались все эти карабины. Ведь с полноразмерной винтовкой подросток не справится. А с карабином - вполне. Впоследствии, кстати, эти карабины и были переданы в норвежские школы для уроков НВП - то есть, по прямому назначению.
Но войны не состоялось. Благодаря клинической шведской боязни русских. Шведская армия, конечно, могла бы влегкую разгромить норвежский ландвер (это и армией называть-то было совестно). Но шведы не знали, как поведет себя Россия. Зато они знали, что в случае чего Россия может:
- вторгнуться в Швецию через Финляндию;
- организовать поставки в Норвегию через Архангельск по северным морям;
- задействовать Балтийский флот - а из Риги до Швеции два лаптя по карте;
- мамаша российского императора - по национальности датчанка и потому может запросто подкричать своим в Копенгаген, чтобы те перекрыли датские проливы для шведов; датчане-то помнили, кто у них Норвегию оттяпал.
Поэтому побряцали шведы оружием, побросались угрозами, да и... признали независимость Норвегии от греха подальше. В 1905 году. Без единого выстрела.
А в 1907 году был подписан первый "Будапештский миморандум" - когда Россия, Франция, Германия и Англия обязались охранять территориальную целостность Норвегии от всяких посягательств. Но это уже совсем другая история.