Обычно поезда движутся по рельсам на специально сконструированных колёсах: с косым профилем, с выступающим бортиком (ребордой), жёстко закреплёнными на оси. Мы рассказывали о том, почему они такие и почему это гениальная разработка инженеров. Но была и другая идея: а что, если вместо колёсных пар использовать гигантские шары, а поезд пускать не по рельсам, а по жёлобу?
На первый взгляд идея, предложенная в начале 1930-х годов инженером Николем Ярмольчуком, казалась очень разумной и интересной. Если использовать не диски и ось, а шар, теоретически движение должно стать более плавным и бесшумным, скорости — выше, а поезд — устойчивее. Ведь большой шар со смещённым вниз центром тяжести будет чем-то вроде неваляшки — работая, по сути, гироскопом, он не даст поезду опрокинуться. И рельсы больше не нужны! И тяжёлый труд по укладке шпал!
Модель поезда и правда производила сильное впечатление. Вагончики тихо и шустро носились по макету жёлоба, и всё выглядело вполне работоспособным.
Опытный вагон
Шаровагон действительно построили. Правда, для начала не в натуральную величину, а в масштабе 1:5, так что помещались в него всего два человека, и те лёжа. Шестиметровая капсула диаметром около 80 см опиралась на шары диаметром около метра со срезанными боковинами. Благодаря таким размерам вагона центр тяжести находился внизу, и вся конструкция восстанавливала равновесие после любого наклона, не опрокидываясь. Внутри каждого шара стояло по электродвигателю.
Шаровагон с пассажирами мягко разгонялся до 70 км/ч, и испытательные поездки приводили в восторг и специалистов, и журналистов.
«Новый русский тип монорельса, который движется в желобе на больших сферах. Появились фрагментарные и противоречивые сообщения из России о новом революционном типе железной дороги, проходящем тайные испытания там, вызвавшие любопытство и интерес американского инженерного мира, которые недавно получили первые полные подтверждения о деталях новой системы с фотографиями рабочей модели в эксплуатации».
И всё же нет
Всё шло отлично, параллельно с работой демонстрационной модели шли расчёты полномасштабной. Уже нарисовали чертежи, стали известны данные по вместимости и габаритам, на каких маршрутах какую модификацию использовать и т.п... А потом просто посчитали.
Строительство принципиально новой дорожной сети с нуля, тем более для монорельса, — это дорого. Технические проблемы, которые проявились во время испытаний, так и не смогли решить — а они были критичными.
- Во-первых, жёлоб по всей его длине должен быть очищен от снега и наледи — иначе поезд вылетит из колеи.
- Во-вторых, движущие шары опытного образца были покрыты резиной. Но качество имеющихся материалов не позволяло надеяться, что их можно использовать и для постоянной эксплуатации в течение долгих лет и на больших расстояниях.
- В-третьих, для дорожной сети придётся проектировать принципиально новую схему пересечений, поворотов, перевода стрелок и т.п.
В общем, проект закрыли. А там и пассажирская авиация развилась до приемлемого состояния. Впрочем, в то время рождались и другие смелые проекты: аэропоезда с винтовым самолётным двигателем или с реактивной установкой, например.
Было интересно? Дайте нам знать: поставьте лайк, подпишитесь на канал или поделитесь публикацией с друзьями в соцсетях. А мы постараемся писать интересное и дальше.