Франция по праву считается родоначальницей вертолётостроения. Именно французский инженер Поль Корню в 1907 году совершил первый управляемый полёт на винтокрылой машине. Вертолётный бум, охвативший мир после Второй мировой войны, не обошёл стороной и Французскую республику. Продолжились проекты, прерванные войной, разрабатывались новые конструкции. Одним из проектов был вертолёт G.20 от признанного специалиста по винтокрылой авиации — Рене Дорана. Казалось бы — опыт конструктора должен обеспечить успех проекта, но судьба распорядилась по-другому.
А началась наша история в 1931 году. Известный французский авиастроитель и пионер авиации Луи Бреге после двадцатилетнего перерыва решил вернуться к винтокрылым машинам. Для этого ему нужен был молодой, но уже опытный авиационный инженер. Выбор пал на Рене Дорана, имевшего за плечами опыт работы над самолётами фирмы Bréguet. Бреге и Доран основали Syndicat d’Etudes de Gyroplane и приступили к разработке первого «жироплана».
В 1933 году были закончены работы над экспериментальным вертолётом с двумя соосными винтами противоположного вращения. Машина получила обозначение Bréguet-Dorand Gyroplane Laboratoire и совершила первый полёт 26 июня 1935 года. Серия успешных испытаний показала правильность выбранной схемы. Были побиты три мировых рекорда для вертолётов и получено финансирование от Министерства обороны для дальнейшего развития проекта. Bréguet-Dorand Gyroplane Laboratoire фактически был летающей лабораторией и для серийного производства необходимо было разработать другой проект.
Набравшись опыта, в 1938 году Рене Доран полюбовно расстался с Бреге и создал собственную компанию — Société Française du Gyroplane. Конструктор приступил к работе над заказом морского министерства на создание боевого вертолёта для береговой охраны и борьбы с подводными лодками противника. Как и Bréguet-Dorand Gyroplane Laboratoire, новая машина была спроектирована по схеме с двумя соосными винтами. Вертолёт получил обозначение Dorand G.20 или Dorand G.II.
Сигарообразный фюзеляж G.20 был цельнометаллическим. Единственный крупный узел конструкции, где была применена полотняная обшивка — V-образное хвостовое оперение. Диаметр верхнего трёхлопастного винта — 15,4 метра, а нижнего — 13 метров. Для изготовления лопастей был использован специальный магниевый сплав. В носовой части вертолёта размещалась кабина пилота с отличным обзором благодаря использованию плексигласовых панелей. Шасси должно было убираться в ниши в фюзеляже. Для конца 1930-х годов весьма футуристический проект!
Первоначально экипаж G.20 должен был состоять из 3 человек — пилота и двух стрелков. Необычной была идея размещения верхней огневой точки в специальном «стакане», на котором крепились несущие винты. Позиция стрелка в нижней части вертолёта была классической и хорошо знакома по французским бомбардировщикам тех лет. Кроме того, предполагалось, что вертолёт сможет взять на борт ещё и бомбовое вооружение.
В окончательном проекте G.20 концепция будущего использования вертолёта изменилась. Теперь он должен был решать исключительно задачи разведки, связи и доставки почты. Вооружение убрали и экипаж сократили до классической пары — пилот и наблюдатель.
Новый винтокрыл планировалось оснастить двумя двигателями Renault 6Q-04 мощностью по 240 лошадиных сил каждый. Это позволило бы обеспечить максимальную взлётную массу в 3 тонны. Расчёты показывали, что G.20 смог бы летать на расстояние в 800 километров с крейсерской скоростью 165 км/ч на высоте 3000 метров.
Работы по постройке первого прототипа велись в небольшом городке Гетари. Но начавшаяся Вторая мировая война и вторжение Германии во Францию прервали разработку проекта. G.20 сначала пытались спрятать в неоккупированной части страны, но в итоге он все равно был обнаружен немцами. Хотя Германия обладала своими вертолётными проектами и не сильно заинтересовалась аппаратом Дорана, но его все равно решили достроить. По различным причинам сделать этого не удалось.
С окончанием войны работы над G.20 были возобновлены. Проектом руководил уже не Рене Доран, а его коллега Марсель Вюллерм. После 2 лет напряжённой работы, в 1947 году вертолёт наконец-то был окончательно собран и готов к началу лётных испытаний. Но в воздух ему подняться было не суждено.
За время с момента начала разработки проекта прогресс в вертолётостроении шагнул далеко вперёд и G.20 оказался устаревшим. Военные уже не были заинтересованы в нём, предпочитая менее футуристические и более простые машины. В финансировании дальнейших работ Société Française du Gyroplane отказали. Дошло до того, что не нашлось даже желающих стать лётчиком-испытателем нового вертолёта. Проект свернули.
Dorand G.20 появился не вовремя — война и послевоенная тяжёлая экономическая ситуация оставляли мало шансов на успех экспериментальным проектам. И технически передовой вертолёт так и не взлетел. Сама же фирма Société Française du Gyroplane поучаствует в создании пассажирского геликоптера Bréguet G.11E, где частично применит идеи своего неудачного проекта, и в 1952 году прекратит своё существование. Рене Доран продолжит заниматься исследованиями в области авиации во Французском центре аэрокосмических исследований до самого выхода на пенсию в 1978 году.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com
Автор вернулся из небольшого творческого отпуска - ждите новых статей!