Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Кибер

Оглавление

(2015, США)

Готов поспорить, многие из вас проморгали последний фильм легендарного Майкла Манна ("Схватка", "Джонни Д", "Свой человек"). А всё потому что "Кибер", несмотря на затронутую Манном вроде бы актуальную тему киберпреступности, оказался выстрелом в молоко и удручающим творческим пшиком. И это - после шести лет ожиданий новой манновской картины! Особенно с учетом того, что предпоследняя его работа про знаменитого грабителя 30-х Диллинджера ("Джонни Д"), лишь немногим уступала культовой "Схватке". Да и то уступала лишь потому что Манна заставили придерживаться хронологии реальных событий, что и не дало ему раскочегарить сюжет на полную катушку.
Так в чем же вдруг облажался столь опытный мастер криминально-боевых драм на сей раз? Ответ прост: 72-летний Майкл отстал от жизни и взялся откровенно не за свою работу. Пока он снимал фильмы про олдскульных грабителей, неважно, наших современников или исторических личностей, всё было в полном ажуре. В этом вопросе Манн гениально рубил фишку и рисовал на экране образы плохишей и охотников на них один другого колоритнее. Но стоило Майклу попытаться бежать в ногу со временем и замахнуться на историю о хакерах-террористах, тут-то и выяснилось что для такого забега у старичка "дыхалки" уже не хватает.

-2

Во-первых, он споткнулся на сценарии. Когда маститый режиссер берется за откровенно вторичный сюжет, слизанный с "Золотого Глаза", "Крепкого орешка 4" и еще десятка похожих фильмов про заговоры супер-хакеров, это уже смахивает на маразм. Однако Манн на голубом глазу втирает нам свою историю с таким видом, будто он и впрямь стал на этой ниве первопроходцем. Во-вторых, это главный герой - бывший плохой хакер Ник (Крис Хемсворт), ныне раскаявшийся и резко подобревший. У него те же проблемы, что и у сюжета. Манн всерьез уверен, что для создания образа хакера надо сделать лишь три вещи: показать, как ловко Ник щелкает кнопками клавиатуры, заставить его говорить много умных слов и, главное, чтобы каждый с восхищением называл его мега-профессионалом. На этом всё. Серьезно, без шуток! Именно так выглядит демонстрация крутизны Ника: восхищенные его гением, другие герои просят его помочь, он смотрит на бегущие по дисплею строчки программного кода, произносит умные слова, быстро-быстро долбит пальцами по "клаве" и - вжжух! - проблема, над которой ломали головы эксперты из ФБР, решена за семь секунд! Ну и, в-третьих, здешний воздух портят устаревшие спецэффекты времен "Газонокосильщика" (1992) и других картин раннего кибер-панка. Почему никто не сказал Манну, что сегодня показывать зрителю бегающие по микросхемам электрические огоньки - это тоже жуткая вторичность, архаизм, не сказать дурной тон? Но нет, Майкл снова убежден, что мы от такого зрелища в восторге. И сверкает перед нами своими проклятыми огоньками так долго (особенно в начале фильма), что лишь самого терпеливого зрителя они не задолбают и тот не начнет крыть режиссера матом.
Вот почему вы ничего не слышали об этой картине - не иначе, даже критикам она была неинтересна, не говоря про пресыщенного такими историями зрителя.

***

В общем, горестное зрелище, доложу я вам - плюхнувшийся в лужу Майкл Манн. И все-таки, вскрыв объективные причины кассового фиаско "Кибера", субъективно от себя добавлю, что я остался этим фильмом, скорее, доволен, чем нет. По одной-единственной, зато веской причине: перестрелки и драки в исполнении Манна как всегда запредельно круты. И пусть их тут немного, но каждая из них до дрожи свирепа, раскатиста и пробирает до самых печенок. Вот только ради забористого экшена "Кибера" и есть смысл глянуть, поскольку всё прочее в нём банально и серо до изжоги.

-3