Если посчитать общее количество танков в начале Великой Отечественной войны, то в РККА оно окажется огромным. Вот только основой армады был танк, который во время Гражданской войны в Испании был лучшим танком мира, а к началу Великой Отечественной уже успел безнадежно устареть. Это был танк Т-26, выпущенный многими тысячами в разных модификациях, вплоть до двухбашенной с пулеметами, по сути, только слегка улучшенную модификацию английского «Виккерса», на основе которого и был создан Т-26.
Однобашенные танки вооружались 45-мм пушкой и одним или двумя пулеметами. В реальности на начало войны танк с максимальной скоростью 30 км/ч и броней максимум 25 мм в передней части башни годился только для поддержки пехоты, как танк прорыва его использовать было уже нельзя – любая немецкая противотанковая пушка и даже противотанковое ружье без проблем расправлялось с этой машиной. Плюс отсутствие рации и неудобный обзор из закрытой машины.
Вот и получилось, что «три танкиста, три веселых друга», громившие франкистов в Испании и японцев на Хасане, против немцев оказались уже не годны. Плюс совершенно неумелое управление войсками, неподготовленные контрудары, бесцельные марши, в которых сгорал моторесурс и горючее. В итоге до конца 1941 года практически все Т-26 были потеряны. Эти танки оставались только на Дальнем Востоке в небольшом количестве, где они еще успели даже поучаствовать в разгроме Квантунской армии. Но в целом этот самый массовый на начало Великой Отечественной войны танк оказался и одной из самых неудачных машин. Вся огромная армада Т-26 не помогла задержать немецкое наступление лета 41-го.