В старые времена зачастую единственной женщиной на судне за всю его жизнь была фигура на носу. Считалось, что ничего хорошего от их присутствия не будет. Да вот хоть возьмём пример из собственного опыта.
Однажды в Буэнос-Айресе двое наших матросов, оболтусы под сорок лет, притащили на буксир даму с низкой социальной ответственностью. Причём притащили фактически, на руках. Дело в том, что сухогруз, который мы должны были отбуксировать на разделку в Индию, без груза и балласта очень высоко поднялся из воды. По высоченному трапу на его борт они её ещё как-то завели, но дальше надо было пройти по узкой сходне, перекинутой с борта на крышу нашей ходовой рубки высоко-высоко над водой.
Идти она отказалась, тогда её взяли на руки и таки доставили к месту назначения. Казалось бы, ну и что такого, тем более, от начальства это удалось утаить. Однако для всего этого бордельеро своей каюты им оказалось мало и они вдобавок поюзали жилище сошедшего на берег молодого матроса, приведя постель и всю обстановку в совершенно безобразное состояние.
Что же в итоге? Когда искательница приключений была уже на берегу, вернулся владелец каюты. Это был очень мощный скандал, хотя и обошлось без членовредительства. И любому ясно, что если бы не женщина - никакого раздора бы не было.
Так что женщина является своего рода катализатором, как чёрная кошка, основной же действующей силой событий остаются всё равно мужики.
Рассмотрим же вопрос со всех сторон. Ещё в Морском Уставе Петра I говорилось: Запрещается офицерам и рядовым привозить на корабль женской пол, для беседы их во время ночи; но токмо для свидания и посещения днем. Сие разумеется не о публичных гостях, но токмо партикулярно какую женскую персону будет привозить. А ежели кто свою жену у себя на корабле иметь похочет, то ему вольно пока в гаване, на реках или рейдах; а на путях против неприятеля никому, как вышним, так и нижним чинам не иметь, под штрафом: ежели офицер то учинит, то за всякую такую вину вычетом на месяц жалования; а ундер офицеры и рядовые будут биты кошками у машты.
Так что два наших героя действовали практически по петровскому Уставу - привезли женскую персону в партикулярном (частном) порядке днём. Но неприятностей избегнуть не удалось. Хорошо ещё, что дама удовлетворилась оплатой. А вот в Уставе рассматривались и другие варианты: Скверные женщины, обыкновенно забывая своего стыда, предлагают, что насильствованы, (ясно, что ради материальных выгод) тогда судье их такому предложению вскоре не надлежит верить, но подлиннее о правде выведывать и чрез сие о насилии можно освидетельствовать, егда изнасильствованная свидетелей имеет, что оная с великим криком других на помощь призывала. А ежели сие дело в отлученном месте от людей в лесу, или на один учинилось, то оной женщине, хотя она и в доброй славе была, не возможно вскоре верить: однакож судья может при таком случившияся обстоятельства рассмотреть ... Ежели изнасиленная по скором деле к судье придет и о насильствии жалобу принесет, при котором случае ея притвор и поступки гораздо примечать потребно. А ежели несколько времени о том умолчит, и того часу жалобы не принесет, но умолчит едины день, или более по том, то весьма по видимому видно будет, что и она к тому охоту имела; хотя некоторые правы, насилие над явною блудницею не жестоко наказать повелевают, однакож сие все едино, ибо насилие есть насилие, хотя над блудницею или честною женою, и надлежит судье не на особу, но на дело и самое обстоятельство смотреть.
Короче, залететь всегда есть шанс. Башку надо на плечах иметь.
С другой стороны, когда работорговцы возили негритянок в Новый Свет сотнями и сотнями тысяч, ничего особо дурного, что выбивалось бы из статистики, с ними не происходило. Пока работорговле не была объявлена война и их стали вешать, невзирая на пол пленников.
А вот повешенных женщин-пираток мне обнаружить не удалось. Когда пиратский корабль "Дракон", в команде которого, скрывая свою женскую сущность, состояли Анна Бонни и Мэри Рид, был захвачен королевским фрегатом, причём в бою дамы умертвили нескольких противников, вопросов о мере наказания не возникало. Всю команду отправили сушиться на реях, "повешенными за шею, пока не умрут", за исключением их двоих. Обе заявили, что беременны и болтаться в петле им не пришлось, по крайней мере до родов. Правда, одна после родов умерла от горячки, судьба другой покрыта мраком.
Жанна Бельвиль поступила ещё красивее. Когда участь её корабля в бою с королевским флотом стала предельно ясной, капитанша ухитрилась спустить баркас с преданными матросами и слинять. Оставшихся на корабле в итоге вздёрнули, а она исправилась и вышла замуж, стала жить-поживать, а добра у неё и так хватало.
С тех пор женщины пиратствовать перестали и о морских капитаншах подзабыли. Поэтому первой женщиной-капитаном дальнего плавания считается Щетинина Анна Ивановна, 1908 года рождения.
Пишут, что Анна Ивановна как-то говорила, что её личное мнение таково – женщине на судах, тем более на мостике, не место, однако по её стопам прошли уже 65 женщин-капитанов.
Как вам этот лайнер - хорош?
На самом деле это крупнейший в мире скотовоз. 20 060 голов крупного рогатого скота и 2564 овец и коз перевезла "Stella Deneb" за один из рейсов. В 2008 году её капитаном стала итальянка Лаура Пинаско.
Но женщинам доверяют возить и людей, что лишь подтверждает исчезновение старинного проклятья. "Monarch of the Seas" – это лайнер первого ранга, валовая 73937, 14-ти палубный, 2400 пассажиров, 850 человек экипаж, постройки 1991 года. То есть, относящийся к разряду крупнейших лайнеров мира. В 2007 году его капитаном стала шведка Карин Стар-Йансон.
А есть корабли, где на мостике вообще одни только женщины.
А есть такие, вроде плавучих рыбозаводов, где мужчинам следует быть особенно осмотрительными, половое истощение - это вам не шутки.
Кстати, разбивать бутылку с шампанским при крещении корабля и его спуске теперь доверяют в основном женщинам, крестным матерям, так сказать :)