Пинская Марина Александровна
В настоящее время у нас сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, без формирующего оценивания школьная педагогическая практика противоречит заявленным во ФГОС дидактическим принципам. Первый принцип — ученик ответственен за процесс, он активен и деятелен. Но без формирующего оценивания ученик пассивен, его оценивают (он не субъект, а объект оценки), а он в это время ничего не делает.
Второй принцип — индивидуализация, т. е., индивидуальная учебная траектория и цели для каждого конкретного ученика. При объективном итоговом оценивании это не получится. Никаких индивидуальных критериев при таком оценивании нет. «5» — 1−3 ошибок, к примеру, «4» — 3−5 и так далее.
В то же время у нас до сих пор ни в каких документах не употребляется устойчиво термин «формирующее оценивание». Исходя из логики «нет слова — нет реальности», такой реальности нет. Таким образом, мы находимcя в противоречии между тем, что мы заявили, и тем, что делаем. Переходный период затянулся. Очевидна необходимость сделать формирующее оценивание реальной практикой.
Пока подобная практика у нас существует лишь «экземплярно». Как правило, это некоторые инициативы отдельных школ и учителей.
Самое интересное, что эта практика появилась в некоторых школах еще до проявления признаков формирующего оценивания в ФГОС. Сегодня мы живем в открытом мире, где такой подход к оцениванию — это уже давно мейнстрим. Оценивание для обучения — это главное, что должно происходить в классе. Такой акцент на формирующем оценивании в том числе связан с реакцией педагогического сообщества на ситуацию с тестированием. Когда тесты показали свои слабые стороны, на первое место встали коммуникация, продуктивное общение ученика с педагогами, взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. «Подсмотрено» на английском сайте: «Тесты замечательно измеряют, но они не могут улучшить».
Конечно, у нас не та ситуация, как в Новой Зеландии, Швеции, Финляндии, например, где прямо на сайте министерства образования предлагаются тренинги, выложены методические материалы по данной теме. В этом случае продвижение формирующего оценивания — это не активность отдельных институтов или команд, это системная практика.
У нас это пока в основном инициативы институтов повышения квалификации учителей и отдельных увлеченных педагогов и руководителей. Стали появляться люди — фанаты этого дела. После появления нового стандарта ситуация улучшилась: более активно начал разрабатываться и распространяться оценочный инструментарий, появилась более обширная практика. Но до сих пор мало книжек по формирующему оцениванию, совсем немного обучающих курсов и специалистов.