Найти тему
Вестник Психологии

А ваш ребенок действует назло?

Фото из архива Марии Григорян
Фото из архива Марии Григорян

Мария Григорян, психотерапевт.

Об этом говорят очень часто и искренне так считают. Говорят про детей разного возраста. Часто можно услышать такое и про малышей 2-3 лет. Мне, например, и за более старших детей обидно, когда это слышу, что уж говорить про таких крошек..

Никогда дети не делают ничего назло

Про малышей говорю это с полной уверенностью, но в общем-то и дошкольников это тоже касается. Чтобы сделать детей настолько озлобленными, чтобы они реально хотели оскорблять, унижать, причинять боль – надо сильно постараться. Уверена, что родители, которые могут так "постараться",не читают статьи о воспитании, поэтому об этом даже речи нет.

Так что же стоит за их поведением, которое мы расцениваем как непослушание, как действие назло? Как правило – это их интерес, их желания. Мы их ругаем и наказываем за их интерес и за их желания, за то, что они всеми силами стараются этого добиваться. Да, они любят себя (в отличие от многих взрослых), слышат себя, знают свои желания и умеют заботиться о себе. Да, они порой делают это очень неумело, задевая других людей. Но это лишь потому, что они только учатся взаимодействию и пока еще не знают чувств других людей. А не потому, что они хотят причинять боль и обижать других.

Они просто хотят делать то, что хотят. Веселиться, играть, кричать, визжать, бегать, лезть куда-то, доставать что-то, смотреть мультики, есть конфеты, совать пальцы в розетки и т.д.

Да, они хотят. И нет, мы не должны все позволять. Но и орать на них, потому что они делают назло – не должны. Потому что это – не назло.

Им сложно послушаться тогда, когда это противоречит их естественным желаниям. Я с вами сейчас поделюсь личным опытом и покажу, что это для них не просто сложно, а порой – невозможно. Потому что они иногда даже не слышат нас. Точнее, с ними что-то такое происходит, что просто не дает им нас слышать и воспринимать.

Вы спрашиваете детей о мотивах их поведения, интересуетесь этим? Вот я у своего старшего сына иногда спрашиваю. И он мне так отвечает, что я хоть и много знаю про детей, про их возрастные особенности, про их психику, но каждый раз поражаюсь. Его ответы – просто бесценны.

Однажды в ресторане в детской комнате Марк рисовал корабль. Нам пора было уезжать на карате, и я его предупредила, что мы уходим через 5 минут. Спустя это время я сказала ему выходить, а он мне – ну сейчас, ну еще секундочку, ну еще. В итоге, я его взяла за руку и увела. Я злилась, потому что мы опаздывали, и из-за этих секундочек уже опаздывали сильно. Я говорила, что надо меня слушать, и мне не нравится, когда приходится повышать голос и выводить его за руку.

Сели в машину, поехали, попали в дикие пробки. Опаздываем все больше и больше. Еще и младший стал ныть, потому что хотел спать, но ему было не заснуть. Я еще сильнее стала злиться из-за пробок, опоздания, нытья.. И раздраженно спросила Марка, что ему помешало меня послушать, ведь я заранее предупредила, обратила внимание, громко сказала, подошла. На что он мне очень-очень грустно сказал: "Я так хотел тебя порадовать готовой картиной, мама.. И так надеялся, что я успею, ведь мне оставалось совсем немножко! Я так сильно этого хотел, что мне слышалось, что ты мне говоришь не "пойдем", а "давай быстрее дорисовывай".

Злость мою как рукой сняло.. Знаете, я очень верю, что именно так он это и слышал.. То есть за этим его "непослушанием" стояло желание меня порадовать, подарить мне рисунок.. Такое, кстати, бывает очень и очень часто, когда дети хотят помочь, сделать что-то приятное для нас, а мы на них орем.. Что они чувствуют тогда?...

А вот еще одна ситуация. Спускались по эскалатору в ТЦ, и Марик пошел вниз по соседнему, который ехал вверх. Был поздний вечер, никого не было, он никому не мешал. Я с соседнего эскалатора на него строго смотрела и говорила "Марк, нельзя это делать. Марк, перестань это делать. Марк, я злюсь". И что-то подобное.

И тут эскалатор остановился. Он испугался, расстроился: "Я что его сломал? Теперь его надо чинить?" (Я, кстати, до сих пор надеюсь, что он все же не сломал его тогда :) И сам продолжает: "Ну почему, мам, почему я не могу послушаться тебя?" Я спросила: "А почему?" Он подумал и сказал: "Ты знаешь, в такие моменты у меня такой сильный интерес, что я совсем ничего не понимаю. Весь мой интерес из мозга уходит в ноги, и я совсем не слышу мозг, а делаю только то, чего хотят ноги".

И я вновь очень верю, что именно так все и ощущается им. И еще очень мудрую вещь он мне сказал, видимо, желая разделить со мной тяжелую ношу вины, которую он почувствовал за "поломку" эскалатора: "Ну согласись, мама, что ты мне не говорила – Марк остановись, доедь до верха и спустись по другому эскалатору? Ты говорила – Марк, нельзя, Марк это плохо. А что надо делать вместо этого плохо – ты мне не говорила".

Это, кстати, очень распространенная история, что мы только запрещаем детям что-то делать. А что делать вместо того, что запрещается – никогда не говорим. А зря..

Общайтесь с детьми, слушайте их с интересом и желанием услышать. Без критики, оценок, советов, поучений, и фразочек "ну как так можно!". Много чего интересного услышите. Может, и злиться будете поменьше на их поведение.