Найти тему
Блог КУМОНомамы

Секрет популярности KUMON

Меня часто спрашивают про "фишки" Kumon или в чем причина, почему вся Россия и весь мир от этой методики в таком восторге.

Вот что я об этом думаю...

Что ж… В России, во-первых, Kumon далеко не так популярен, как во всем остальном мире… В большинстве случаев в России мамы узнают про эти тетрадки так же, как и я – случайно. А вот в Японии, например, или в Америке, об этой методике и правда знают все без исключения.

Кстати, эта популярность - заслуга вовсе не домашних тетрадей, а учебных центров Kumon, которых в России нет. Но и домашние тетрадки дают чумовые результаты (я рассказывала в предыдущем посте - проверено на себе).

Что же такого особенного в этих тетрадках? Если вкратце – то всё. Я не буду сейчас повторять избитые (и – в большинстве случаев – весьма поверхностные) высказывания о «самостоятельной работе», «микро-шагах» и прочие рекламные лозунги. Попробую, напротив, рассказать о самой сути.

Первое … Представьте себе обычную развивашку, из тех, которые в диком количестве продаются даже в продуктовых магазинах. На всех указан возраст… Иной раз открываешь такую и думаешь: «Что ж мои такие тупые, что в 3 года не в состоянии ребус из букв решить или этот запутанный лабиринт на всю страницу пройти!?».

А потом смотришь на замученных этими развивашками знакомых детишек, которые к 5 годам уже ненавидят школу, хотя ни разу в ней не были… И на их родителей, сгрызаемых глубочайшим комплексом неполноценности их – на самом деле умных и одаренных – детишек, которые в 5 лет не справляются с заданиями «как бы на 2 года»…

Эта совершенно типичная ситуация на самом деле не вызывает ни грамма удивления, если учесть, что большинство копеечных развивашек написано даже не педагогами, а просто людьми, которые, может, даже ни разу не пересекались с настоящими детьми в жизни…

Kumon – это не только тетрадки. Это еще и большой научно-исследовательский институт, где тысячи специалистов – педагогов, неврологов и психоневрологов, методистов и логопедов – целыми днями изучают развитие детишек, придумывают задания, анализируют выполнение этих заданий настоящими детьми и корректируют собственные задания, чтобы в итоге сделать каждую тетрадь идеально подходящей по уровню и по возрасту.

Тетрадки пишутся специалистами на основе передовых представлений и научных исследований о мышлении и развитии, а не просто «людьми с улицы». Более того, если вам доводилось водить малышонка к высококлассному психоневрологу, например, на программу подготовки к школе, и присутствовать на этих занятиях – во многих заданиях Kumon вы будете узнавать «профессиональный почерк» подобных специалистов.

Соответственно, если вы берете в руки тетрадь Kumon – вы, как минимум, можете быть уверены, что она не навредит малышу, отбив у него навсегда желание учиться, а, напротив, будет профессиональным образом способствовать развитию у него этого желания.

Второе. В одной и той же обычной развивашке вы найдете совершенно разноплановые задания – там будет и лабиринт, и сравнение, и ребус, и задание на счёт… И в каком-то смысле это даже не плохо – широкий охват, всего понемногу… Потом так будет и в школе: пробежались по верхам, чуть-чуть поучились тут и там. Но вдруг выясняется, что школьная программа ожидает от первоклашки умения читать по-английски, а он еще не знает ни одной буквы. Время складывать дроби, а он в сложение 1 + 1 еще не особо въехал. «Все хотят быть умными и красивыми – и никто не хочет быть тупым уродом», как говорит один известный психоневролог, объясняя родителям «трудных» младших школьников причины прогулов, безобразного поведения в школе и срыва уроков.

Да, проблема поведения в школе сильно «помолодела» во всем мире. Если раньше это было свойственно скорее подросткам в переходном возрасте, то сейчас начинается чуть ли ни с первых школьных дней. И причина как раз в том, что малыша заваливают знаниями, которые не успевают усваиваться и создавать фундамент для новой информации. Глубина пропасти в знаниях растет и растет с каждым уроком, и в какой-то момент малыши начинают срывать уроки, чтобы не выглядеть глупыми в глазах учителей и одноклассников.

Kumon не стремится охватить все подряд области знаний. Тетрадки сфокусированы всего на трех направлениях: математика, чтение и письмо (это в японском и американском вариантах, а в русском, по большому счету, только математика и базовые навыки письма). Но вот эти три направления с помощью отдельных тетрадей доводятся до совершенства, до автоматизма, до восприятия этих задач, как «элементарные». Причем задания устроены таким образом, что ребенок не воспринимает это многократное повторение, как что-то скучное и нудное, и с удовольствием занимается.

Таким нехитрым образом создается прочнейший фундамент, на который дальше хоть квантовую механику, хоть мировую литературу накладывай – у ребенка не будет повода «застревать» на выполнении простейших действий, и он сможет концентрироваться только на новых сложных научных концепциях.

Третье. Можно долго еще петь заслуженные дифирамбы научному контексту методики – и я с удовольствием подробно пишу про них у себя в блоге. А здесь скажу просто как мама – и от имени множества других Kumono-мам, видевших это чудо своими глазами.

Это работает. Причем самым фантастическим образом. Вот сидит у тебя ребенок - нифига не понимает и ничего не может толком сделать (что не удивительно, если сидит он и впервые учится решать примеры на сложение в свои 5 лет). Одно задание делает, второе, третье… На 28м (а это уже практически конец тетради!) ты уже готов опустить руки и сказать себе «ну вот, чуда-таки не произошло» - но...

...наступает 29е задание, и у ребенка будто прозрение наступает: он вдруг берет и начинает выполнять все последующие задания совершенно идеально.

И ты умом понимаешь, что психоневрологи, делавшие эту тетрадку, не зря свой хлеб ели, и что есть совершенно точные научно обоснованные методики, чтобы это «чудо» произошло, и что никакое это не чудо вовсе – а совершенно рукотворная вещь и результат множества исследований мыслительной деятельности...

Но ты видишь этого внезапно прозревшего ребенка… Вот он, крошечка, хлопает себя рукой по лбу и говорит «ой, мама, я сам все понял и сам придумал, как это делать» (ага, как же «сам» - тебя к этому все 28 предыдущих страниц вовсю подталкивали) - как ни крути, это чудо и совершенно удивительная вещь, которую ты видишь каждый раз своими собственными глазами.