Разноска АМП по почтовым ящикам — одно из самых популярных агитационных мероприятий в период активной фазы избирательной кампании. Главный плюс этого способа агитации в том, что вы гарантировано донесёте свой месседж до КАЖДОГО избирателя. Ну а сколько голосов принесёт вам это мероприятие, зависит от двух факторов. Первый — это качество АПМ. Если ваше АПМ визуально и по смыслу не привлекает избирателя, его распространение не принесет серьёзного результата. Второй — это организация работы. Если большая часть вашего АПМ нерадивые волонтёры выбросят в мусорные ящики или утопят в речке, необходимого эффекта вы не достигните, потому что, как известно, в нашей стране крысы и рыбы не обладают избирательным правом. Так что плохая организация распространения АПМ наверняка обеспечит полный провал этого агитационного мероприятия, пусть даже и качество ваших материалов будет безупречным. Именно об организации кампании по распространению АПМ я и хочу сегодня поговорить.
Немного о сроках
Сразу скажу, что можно раздать больше и за меньшие сроки. Как и всегда всё зависит от контекста ситуации, в которую вы попали. Финансирование, регион, время на подготовку, ресурсы иного характера. И здесь я бы хотел оговориться, что чем быстрее вы распространите АПМ — тем лучше. Ведь избирательная кампания — это, по сути, война. Соответственно любое агитационное действие подобно военной операции, атаке, удару — оно должно быть молниеносным. Если один ваш удар по противнику будет идти до него 10 и больше дней, велика вероятность, что он легко увернётся. Метафора пусть и грубая, но справедливая. Растягивая агитационное действие, превращая его в «фоновую активность», вы буквально уничтожаете его потенциал. То, что должно поражать воображение избирателя, превращается в обыденность уже через пару недель. И сейчас на примере собственного опыта, я постараюсь описать все важные константы, которые вам понадобятся для вашей личной формулы успешного распространения АПМ по почтовым ящикам.
Кто такие бригадиры?
Предлагаю начать с самого главного — с контроля. Я писал раньше и буду писать впредь, что, встречая нового работника, вы должны знать о нём два самых важных факта: он лентяй и лжец. Если в процессе сотрудничества он убедит вас в обратном — отлично, но до этого момента пусть эти две характеристики будут для вас аксиомой. Что из этого следует? Работа каждого волонтёра-почтальона должна координироваться с высокой точностью и тщательно проверяться. В идеале для этих целей вам понадобятся два типа работников — водитель-бригадир и проверяющий. В ситуации, когда количество людей и времени ограничено, можно обойтись только водителем-бригадиром, взвалив часть функций проверяющего на него. Но тогда будьте готовы к тому, что качество проверки упадёт.
Итак, кто такие водители-бригадиры и чем они занимаются? Бригадиры — это самые важные люди на кампании по распространению АПМ. Не могу сказать, что наличие отличных и проверенных бригадиров уже сможет обеспечить вам успех. Но будьте уверены, что в их отсутствие вас точно ждёт провал. Водитель-бригадир отвечает за доставку АПМ на точку, полную координацию своей группы волонтёров, контроль их деятельности (если ваш бюджет не предполагает наличие людей, чья задача — это непосредственно проверка), снабжение волонтёров всем необходимым для их труда (универсальные ключи, ключи от антивандальных почтовых ящиков, маршрутные листы, мерч, АПМ), заполнение всех отчётностей и предоставление последних начальнику штаба (или куратору проекта). Если кто-то из бригадиров по тем или иным причинам выйдет из строя, то работа его группы будет парализована. Поэтому лучше всего брать на такие позиции уже проверенных людей, с которыми приходилось работать раньше, и чья добросовестность не вызывает сомнений. Кроме того, очень рекомендую иметь 1–2 запасных водителей, даже если те бригадиры, которых вы уже нашли — лучшие люди на свете, всегда есть вероятность, что кто-то их них заболеет, у кого-то свадьба, а кто-то просто перегорит. Так что постарайтесь иметь запасных, готовых к сражению бойцов, чтобы человеческий фактор не застал вас врасплох в самом основании структуры вашего проекта.
Что вы обязаны дать?
Для начала, давайте разберёмся, что каждый из бригадиров получает от вас. Первое и главное — маршрутные листы. Иными словами, бригадир обязан чётко знать в какие дома, в каких районах сегодня должны быть разнесены газеты. Чем более подробными будут маршрутные листы, тем более эффективной будет работа. В идеале вы должны выдать каждому бригадиру по листочку на каждого волонтёра с точным указанием адресов домов, которые они должны сегодня охватить. Распечатанная карта с нарисованным на ней маршрутом делу также не помешает.
Но бывают и ситуации, когда приходится в одиночку набирать людей, инструктировать их, координировать работу всех бригад, ездить по всему городу и осуществлять проверку, а также составлять маршрутные листы на 50 000 квартир в день (как вы, возможно, догадываетесь, именно так у меня и было в последний раз). В этих ситуациях составить отдельный маршрутный лист на каждого волонтёра становится проблемой. Единственный вариант — разбить ваш избирательный округ на равные части между всеми бригадами и четко очертить их границы, чтобы рабочие группы не пересекались. И уже далее вы, предварительно оценив количество квартир и этажность домов в отдельных микрорайонах, выдаёте бригадиру карту с квадратом, который его группа должна охватить сегодня. Дальше бригадир уже на месте сам координирует почтальонов. И после того, как вы в конце рабочего дня получите все отчётности, вам будет необходимо сопоставить все адреса в тех квадратах, которые вы определили накануне, с теми, по которым почтальоны разнесли АПМ согласно отчётности. Если вы заметите какие-то пробелы, то на следующий день они обязательно должны быть восполнены. Да, такой способ гораздо менее надёжен, чем первый. Но в условии катастрофического дефицита времени он оптимален.
Вторая вещь, которую вы должны выдать бригадирам — универсальные ключи. С ними всё относительно просто, единственный совет — не скупитесь и закажите их в достаточном количестве. У каждого почтальона должна быть связка универсальных ключей, всем должно хватить. И несмотря на то, что ключи срабатывают лишь в 60% случаев — они незаменимая психологическая поддержка для многих почтальонов. Не раз сталкивался с ситуацией, когда волонтёру чрезвычайно было сложно переступить через собственную застенчивость, позвонить в домофон случайной квартиры и сказать: «Здравствуйте, это почтальон, откройте пожалуйста» (кстати говоря, в большинстве случаев люди открывают без каких-либо вопросов, даже если почтальон почтил их визитом в 8 часов вечера). Со временем, застенчивость у большинства исчезает, но на первых порах ключи просто необходимы.
Оплата почтальонов и бригадиров
На одного бригадира в идеале должно быть около 6 почтальонов. Больше — если на нём нет функции проверки, меньше — если это целиком его обязанность. По своему опыту могу сказать, что когда к одному бригадиру прикреплено 10 человек, то на этом моменте уже начинаются причитания со стороны первого и появляются недоработки. С меньшим количеством человек ни у кого из моих бригадиров проблем не возникало, поэтому для себя 10 я определяю, как нежелательный максимум и стараюсь, чтобы количество волонтёров в одной бригаде не превышало 7. Все функции бригадира должны быть чётко и ясно определены до начала работы. Иными словами вы должны быть на 100% уверены в том, что бригадир точно знает, что он обязан делать за те деньги, которые вы ему платите. Кстати, о деньгах — существует два способа оплаты труда бригадиров: фиксированная ставка и процент с каждой газеты. У обоих способов есть свои плюсы и минусы.
Но перед тем как перейти к оплате бригадиров, скажу пару слов об оплате почтальонов. 1 рубль за 1 разнесённую газету — уже довольно неплохая цена. Если хотите заинтересовать большее количество людей и у вас очень много денег, то можете повышать цену вплоть до 2 рублей за газету. Дальше увеличивать сумму я бы не рекомендовал. По моему стойкому убеждению, люди больше ленивы, чем жадны, и, получив достойную плату за день, они возможно разнесут меньше, чем могли бы при меньшей оплате. Опускать оплату меньше рубля я бы тоже не рекомендовал, потому что словосочетание «столько-то копеек» отпугнёт очень многих соискателей.
Однако вернёмся к оплате бригадиров. Первый способ, как правило, обходится дешевле, чем второй. Стандартная фиксированная ставка на 8–10 часовой день бригадира в регионах — это 2500 рублей, в столицах 3000–3500. Главный минус в том, что бригадир абсолютно не заинтересован в количестве разнесённого АПМ. Более того, в некоторых случаях ему будет гораздо интереснее, чтобы распространение шло медленнее, так как платят ему как раз за отработанные дни. Мотивировать бригадиров на достижение лучшего результата можно только позволив им взять на себя также дополнительно и функции почтальона. От этого очевидно будет страдать контроль и общая координация работы, но зато у бригадира появится мотивация выполнять и даже перевыполнять план.
Второй способ кажется мне более предпочтительным, потому что он подразумевает максимальную заинтересованность бригадира в том, чтобы материал был распространен как можно быстрее. Оплата здесь производится следующим образом. Допустим, вы платите за одну единицу разнесённого АПМ 2 рубля. Из этих двух рублей 1.5 вы отдаёте почтальону, а 0.5 бригадиру. Например, если группа одного бригадира разнесет за день 10 000 единиц агитационного материала, то труд бригадира будет вознагражден 5 000 рублей. Если же его группа разнесёт за день 15 000 единиц АПМ, то его оплата уже будет составлять 7500. И так далее. Соответственно, здесь очевидна прямая заинтересованность бригадира в наилучших результатах своей бригады. Но тут есть и свои опасности. Раз бригадиру интересно, чтобы его люди разнесли как можно больше АМП, то ему совсем неинтересно сообщать вам о работниках, которые свои обязанности выполняют не очень честно. И в самом худшем, но вполне возможном случае, бригадир будет систематически завышать реальные результаты разноски.
Контроль и наказание
Как с этим бороться? Я использовал два приёма. Первый — довольно лёгкий и что главное — бесплатный. В каждую бригаду я поместил по одному почтальону, которому мог доверять. Этим человеком может быть работник, с которым вы уже имели дело раньше и который делом доказал свою честность и лояльность. Если таких людей под рукой не имеется, то можете взять человека, который резко выделяется из общего коллектива бригады. Например, если в бригаде в основном молодёжь, добавьте к ним одного пенсионера. Если пенсионеры, добавьте молодого человека. Если пролетариат, добавьте интеллигента. Кем бы ни оказались ваши доверенные почтальоны, проведите с ними личную беседу. Попросите этого человека в конце каждого рабочего дня рассказывать вам о том, как он прошёл. Пусть он опишет все странности и проблемы, которые возникают в процессе работы, а вы, в свою очередь, объясните, на что стоит особенно обращать внимание.
На второй вам придётся потратить ещё немного денег. К каждой бригаде прикрепите отдельного контролёра. И если в задачи бригадира с функцией контроля обычно входит выборочная проверка пары домов у каждого почтальона, то контролёр проверяет каждый подъезд каждого дома. Эта мера даёт максимальные гарантии того, что если кто-то и посмеет жульничать, то вы об этом точно узнаете. И сможете принять меры. А меры в этом случае должны быть быстрые и решительные. Это также должно быть максимально «громко». Если вы поймали кого-то, то об этом должен знать каждый бригадир и каждый почтальон. Пусть ни у кого не остаётся сомнений в том, что вы видите всё. Не бойтесь приукрасить. Даже если единственный человек, который проверяет результаты работы всех волонтёров — это вы, все ваши работники должны быть уверены в том, что к каждой бригаде приставлены минимум два проверяющих.
С самого старта кампании должно быть оговорено то, что если кто-то решит завысить результаты, то с ним вы тут же распрощаетесь, и его труд не будет оплачен в принципе. Перед тем, как отправлять человека работать, необходимо ему объяснить, что его работа обязательно будет проверена. Не просто проговорить это, а убедиться, что вас поняли достаточно хорошо. Эта мера справедлива для всех почтальонов и для всех бригадиров. Дополнительной мотивацией к добросовестности для последних будет форма, в которой они должны поставить свою роспись. Например «Несу ответственность за такое-то количество АПМ такой-то суммой денег». Бюрократизация процесса действует на наших людей гипнотически. А низкая культура их юридической грамотности очень облегчает нашу работу. Перескажу довольно забавный случай из своей практики.
Перед тем как отправлять почтальонов на работу, я просил каждого из них заполнить форму со следующими графами: 1) Ф.И.О. 2) телефон 3) инструктаж прошёл 4) об ответственности предупреждён. В последних двух они ставили свою роспись, при этом никто из почтальонов ни разу не задал мне вопроса «а что за ответственность такая?». Я и не говорил. Итак, была у меня работница по имени Катя. В целом, Катя работала без претензий к её труду, но вот на третий день она решила, что можно чуть-чуть и похалтурить. В двух домах с закрытыми ящиками, она решила просто навалить газет на батареи. Я довольно быстро это обнаружил, набрал её номер, и у нас состоялась следующая беседа:
- Катя, привет. Как у тебя дела, где ты сейчас?
- Привет. Да вот прошла такой-то район, сейчас отдыхаю.
- Понятно. Ну а как работа идёт?
- Ну, знаешь, честно говоря, тяжеловато, плечо вот уже болит!
- Да уж, обидно. Слушай, Кать, я собственно вот по какому делу. Ты же помнишь, ты расписывалась о том, что предупреждена об уголовной ответственности за фальсификацию отчётностей?
- …Что?
- Перейду сразу к делу. Ты написала в отчетности, что разложила газеты по почтовым ящикам домов по адресу Ленина 20 и Ленина 22. Сегодня проверяющие обнаружили, что в этих домах газет нет в почтовых ящиках и вместо этого они свалены на батареи.
- … (испуганное молчание) …
- Скажи, почему ты написала в отчётностях неправду?
- … но я же была в этих домах…
- И всё же, ты подделала отчётности. За это законом предусмотрена уголовная ответственность. И ты поставила на этом пункте свою роспись, соглашаясь её нести. Скажу прямо, мне неинтересно портить тебе жизнь, мне интересно, чтобы работа была выполнена. Тебе, в свою очередь, наверное, интересно заработать денег. Катя, могу я тебе дать ещё один шанс и поверить, что такого больше не повторится?
- Да, можете…
- Хорошо, удачи!
По-хорошему, мне сразу же стоило бы распрощаться с Катей и оставить её без оплаты, но у меня, как это часто бывает, был серьёзный дефицит людей, поэтому я решил дать ей второй шанс. И больше с Катей проблем у меня не было. Однако, я принял решение попробовать продолжить сотрудничество с ней только потому, что её проступок был хоть и неприятным, но не самым серьёзными. С теми же людьми, которые решили вас обмануть «по-крупному» прощайтесь сразу. И опять же, пусть об этом узнают все почтальоны.
Немного цифр
И всё-таки, сколько почтальонов должно быть, чтобы у нас имелась возможность безотлагательно прощаться с самыми нерадивыми из них? Ответить на этот вопрос можно имея в виду общим объём единиц АПМ, которого необходимо раздать и среднюю производительность одного почтальона. Последняя может колебаться и, разумеется, зависит от множества факторов: высотность домов, наличие или отсутствие консьержей (их благожелательность/враждебность), закрытый или открытый двор, сезон, степень противодействия/благожелательности к вам со стороны местных властей и многое другое. И тем не менее, опыт нескольких кампаний в самых различных условиях даёт мне право утверждать, что средняя производительность одного волонтёра равна 1500 единиц АПМ в день. У меня были люди, которые за день раскидывали 3000–3500 единиц АПМ, но были и те, чьи результаты были значительно скромнее. В итоге, в среднем почти всегда выходит 1500.
В качестве примера приведу данные своей последней кампании по распространению АПМ и расскажу сколько мне понадобилось людей, чтобы разнести 300 тысяч газет за 6 дней. Всего со мной сотрудничали 50 почтальонов и 5 бригадиров за весь период. При этом, из 50 почтальонов ежедневно выходило на работу не менее 26 и не более 38 человек. На одну бригаду в день приходилось от 5 до 16 тысяч газет, в зависимости от того, сколько волонтёров в ней работало в конкретный день. Ежедневно все бригады распространяли от 40 до 60 тысяч газет.
Главный вывод, который можно сделать из этих цифр заключается в том, что составить на 100% стабильный план невозможно. Количество ваших волонтёров с течением времени обязательно будет уменьшаться, и я уже не говорю о том, что после собеседования к работе в принципе приступают около 75% всех соискателей. В моём случае особую роль сыграло начало учебного года и почти половина всех волонтёров покинуло кампанию. К счастью, я был к этому готов и на смену выбывшим довольно быстро пришли новые люди. Здесь необходима постоянная ротация работников, поэтому главный мой вам совет — не жалейте средств на размещение вакансий и набирайте максимальное количество работников. Как это делать я подробно описываю вот здесь. Отсюда также хотелось бы вывести ещё один аргумент в пользу того, что агитационное мероприятие должно пройти как можно быстрее. Чем меньше вы работаете с людьми, тем меньше вероятность, что они подведут вас. Поэтому пусть ваше агитационное мероприятие будет масштабным, интенсивным, с привлечением сотен волонтёром, но при этом, максимально скоротечным.
Материал подготовили — Campaign Insider
Связаться с нами — electionsquad@gmail.com
Поддержать проект — https://yasobe.ru/na/campaign_insider.