«Венера и Амур» немецкого художника и друга Мартина Лютера, Лукаса Кранаха Старшего 1509 года при сравнении с другими изображениями Венеры эпохи Возрождения кажется «обычной», но так ли проста эта картина? Что нам стоит о ней знать?
Картина «Венера и Амур» кисти Лукаса Кранаха Старшего считается революционной в германском Ренессансе, и в 1509 году смогла взбудоражить умы современников. Начнем с того, что Италия (как родина Ренессанса) уже переняла древнегреческое искусство и мифологию, а вот на родине Кранаха Старшего решение написать Венеру – древнеримскую языческую богиню – было весьма смелым. Но самым «революционным» в картине является нагота самой Венеры. Такой подход к обнаженной натуре является новаторским для немецкой живописи, это делает картину прорывной для своего времени. Такая картина могла быть написана, пожалуй, лишь в самых прогрессивных городах, как Виттенберг, где жил мастер.
Мотив полотна, считают искусствоведы, был навеян именно итальянской живописью того времени, а вот манеру исполнения – тонкое (лиссеровочное) письмо – связывают с влиянием нидерландской школы живописи XV века. Художник побывал там в Нидерландах в 1508 году. От нидерландской школы на полотне – та прозрачность, достигнутая лучшими нидерландскими живописцами того времени – которая позволила соединить на холсте темный фон и желто-коричневую кожу и добиться эффекта «свечения». Картину относят к периоду зрелости Кранаха Старшего как художника.
Что же, перед нами Венера. Необычная, экзотичная, смуглая и черноволосая Венера, образ которой даже у Кранаха Старшего постепенно менялся, пока не установился ее «крахановский тип» - кудрявые рыжие волосы и абсолютно уникальный, внеземной разрез глаз. Это, конечно, мистическая фигура, за которой прячется купидон, он смотрит прямо на зрителя и как будто хочет натянуть лук.
Поднимаем взгляд выше, замечаем правую руку богини, которая будто пытается прикрыть Амура, однако, когда мы поднимаемся к ее глазам, видим, что она совершенно не вовлечена в происходящее вокруг, на нас она не смотрит. Она томно склонила голову и устремила взгляд в никуда, будто она «где-то не здесь».
Лукасу Кранаху мало было написать обнаженную Венеру – он добавляет к ней прозрачную ткань, которая хулигански лишь подчеркивает ее наготу. Это один из любимых приемов художника. Слева от богини и купидона мы видим – если очень близко рассматривать – бумажку с заломами (таким приемом пользовался Альбрехт Дюрер), как бы парящую в воздухе. На ней нанесены инициалы автора «L» и «C», а между ними нарисован змей или, как его иногда называют, дракончик. Он появляется здесь неслучайно - в 1508 году Лукас Кранах Старший получил от Саксонского курфюрста герб в виде крылатого змея, с короной на голове и кольцом в пасти. Так этот змей перекочевал на картины мастера и стал его личной монограммой.
На самом верху полотна мы видим надпись на латыни
«Всеми силами гони Купидоново сладострастие / Иначе твоей ослеплённой душой овладеет Венера».
Надпись венчает картину и как будто является «заголовком» к ней. Как предполагается, она была нанесена в целях предостережения от соблазна плоти для немецкого зрителя, впервые увидевшего обнаженную натуру, написанную в Германии.
Итак, такая, как может показаться, неприметная картина в свое время была прорывом для немецкой живописи, дала начало канону той Венеры, от которой приходили в восторг авангардисты. Не зря ее приметила Екатерина II, благодаря которой мы можем любоваться жемчужиной немецкого Ренессанса в Эрмитаже.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.