Подлежат ли затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, результатом которых является повышение показателей использования и обезвреживания (обеззараживания) отходов производства и потребления вычету из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду?
Источник: ЭКОЮРС-Новости
Отвечает юрист Центра Никита Зиновкин:
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») государство оказывает поддержку хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях охраны окружающей среды.
На основании пункта 3 указанной статьи Федерального закона государственная поддержка деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду может осуществляться посредством, в том числе, предоставления льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном данным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 16.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
При этом затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 данного Федерального закона и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
Согласно пункту 4 статьи 17 ФЗ «Об охране окружающей среды» к указанным мероприятиям относятся, в том числе:
- внедрение наилучших доступных технологий;
- установка оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 года вступает в силу статья 67.1 ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с указанной статьей в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды.
При этом в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.
На основании п. 2 данной статьи Федерального закона план мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.
Программа повышения экологической эффективности включает в себя перечень мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 67.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» в план мероприятий по охране окружающей среды, программу повышения экологической эффективности включаются также мероприятия, предусмотренные пунктом 4 статьи 17 данного Федерального закона.
На основании пункта 7 указанной статьи Федерального закона правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом проект программы повышения экологической эффективности до ее утверждения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем подлежит одобрению межведомственной комиссией, которая создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и в состав которой включаются представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Положение о межведомственной комиссии утверждается Правительством Российской Федерации.
На основании изложенного в настоящее время ФЗ «Об охране окружающей среды» не предусматривает необходимость согласования или утверждения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности.
При этом требования к форме и содержанию плана мероприятий по охране окружающей среды и программы повышения экологической эффективности также не установлены.
Таким образом, юридические лица вправе разработать план мероприятий по охране окружающей среды и (или) программу повышения экологической эффективности по своему усмотрению, без необходимости их согласования с какими-либо государственными органами.
При этом в случае, если планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, разработанным юридическим лицом, предусмотрены внедрение наилучших доступных технологий либо установка оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления, затраты на указанные мероприятия могут быть зачтены в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 13 статьи 16.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 года № 255 (далее – Правила).
При этом в соответствии с пунктом 11 Изменений, которые вносятся в Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 года № 255) пункт 25 Правил с 1 января 2019 года будет изложен в новой редакции, в соответствии с которой из суммы платы вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (каждому загрязняющему веществу либо классу опасности отходов производства и потребления, по которому производится расчет платы в части сбросов и (или) выбросов загрязняющих веществ, размещения отходов производства и потребления), по которым в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности предусматривается снижение сбросов и (или) выбросов загрязняющих веществ, повышение показателей использования и обезвреживания (обеззараживания) отходов производства и потребления.
Вместе с тем, необходимо отметить, что отсутствие в действующей редакции Правил положений, в соответствии с которыми из суммы платы могут вычитаться затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в пределах исчисленной платы по тем показателям по которым предусматривается повышение показателей использования и обезвреживания (обеззараживания) отходов производства и потребления, не является основанием для отказа в зачете указанных средств.
В указанном случае затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду вычитаются из суммы платы в силу прямого указания пункта 11 статьи 16.3 ФЗ «Об охране окружающей среды».
При этом возможность осуществления зачета и возврата сумм платы в отсутствие указанного нормативного правового акта подтверждается судебной практикой, в том числе:
- Решением Саратовского областного суда от 11 апреля 2018 года по делу № 21-227/2018;
- Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2018 года № 09АП-67094/2017 по делу № А40-142054/17.