Хорошая музыка – это музыка, которая трогает за живое. Проникновенным должно быть всё – и мелодия, и слова песни. Одним из наиболее популярных музыкальных направлений сегодня является шансон.
Сам термин пришёл к нам из Франции и в дословном переводе означает «песня». Зародился он ещё в далёком Средневековье. Тогда под шансоном подразумевали многоголосую песню, которую, конечно же, исполняли на французском. Позже термин стал означать эстрадную песню в стиле кабаре. Придя в Россию, шансон трансформировался под вкусы нашей публики. Сегодня он включает в себя различные музыкальные направления, прежде всего бардовскую песню и городской романс. Жанр отличается особой душевностью, простотой и актуальностью сюжетов. Каждая композиция рассчитана на вполне конкретную аудиторию, например, на людей определённой профессии.
Современники, которые любят музыку, слышали термин «ментовской шансон». Его отцом-основателем эксперты и почитатели называют Николая Юрьевича Рассадина.
«Мы уже привыкли, что есть шансон блатной, шансон военный, шансон лирический... Из песен составляются тематические сборники, для любой социальной группы: например «Дальнобойный», «Воровской», «Курортный». Исходя из этого, «ментовской шансон» – это песни для ментов, для сотрудников правоохранительных органов. Его отличает от любого другого шансона сюжетная линяя, описывающая будни и праздники людей этой профессии», – даёт характеристику жанра Николай Юрьевич.
Под занавес прошлого столетия, в 1998 году, Николай Рассадин впервые публично заявил о себе. Стихи поэта, переложенные на музыку, вошли в магнитальбом «Мурка (…из жизни ментов)», который был записан в частном клубе Александра Изюмова. Аранжировщиком стал Леонтий Атальян. Несмотря на небольшой тираж, альбом нашёл своих слушателей. Спустя несколько лет, в 2004 году, Николай Юрьевич, никогда не прекращавший работу над новыми текстами, получил предложение выпустить ещё один альбом «Руки в гору!». Инициатором проекта был Константин Абрамов. Вскоре началась работа, которую удалось закончить только в 2005 году. В ней приняли участие Александр Егоров и Владимир Бойко – музыканты из группы «Гуляй Поле». Практически сразу Николай Рассадин начал трудиться над созданием следующего диска «От Лубянки до Петровки».
Многие композиции, вошедшие в эти альбомы, понравились публике и были включены в различные сборники шансона. Песня с дебютного диска «Мурка» стала частью особого издания – «Антология Мурки».
«Тексты песен рождаются, прежде всего, из личного опыта: с 1986 по 1992 год я проходил службу в Московском уголовном розыске, – говорит о своих произведениях Николай Юрьевич. – Но, конечно, есть сюжеты, взятые из рассказов коллег, а есть сюжеты суть плод воображения (хотя могу сказать, что был случай, когда мне писали, что история, которую я выдумал, была на самом деле)».
Но только ли менты слушают «ментовской шансон»? Или истории, которые рассказывает миру Николай Рассадин, могут быть интересны всем без исключения людям, независимо от рода деятельности?
«Сначала я думал, что пишу песни для своих коллег, – признается бард. – Мне казалось, что они узкопрофессиональны и понятны только тем, кто имел отношение к правоохранительным органам, но оказалось, что это не так. Обычные люди, не имевшие никакого отношения к милиции, положительно отзывались о моём творчестве, слушали мои песни, писали мне и интересовались, как, что, зачем? И, наоборот, были сотрудники милиции, которые напрочь отвергали саму идею «ментовского шансона», называя его низким жанром. Поэтому здесь не всё так однозначно, как может показаться на первый взгляд. А в целом о шансоне могу сказать то же самое: кто-то любит попадью, кто-то поповскую дочку. Люди разные!»
И как же угодить этим самым «разным людям»? Наверное, этот вопрос волнует всех авторов, независимо от того, создают ли они песни, пишут ли стихи или прозу. В чём же секрет успеха? Николай Рассадин предлагает своё видение ситуации:
«Никаких секретов, которыми я мог бы поделится, у меня нет. Нужно писать о том, что пропустил через душу, что волнует, о чём хочешь поведать, искренность, отсутствие фальши – это привлекает слушателей. Главное – никому не угождать. Не пытаться понравится всем (в конце концов, мы не «червонец»). Как говорится, «люди разные, и песни разные».
Подводя итог, можно сделать вывод, что «ментовской шансон» – это современный музыкальный жанр, который рассказывает истории из повседневной жизни служащих правоохранительных органов. То есть, условно, каждая песня являет собой своеобразный музыкальный детектив в стихах. А что на счету прозы? Пробовал ли создатель «ментовского шансона» себя в качестве автора рассказов, повестей или даже романов? На этот вопрос Николай Рассадин отвечает с улыбкой:
«Конечно, были попытки написать прозаическое произведение, есть даже на одном литературном сайте коротенькие рассказы о жизни сотрудников уголовного розыска. Однако дальше «пробы пера» дело не пошло: то ли усидчивости не хватает, то ли таланта. А возможно, просто не наступило ещё пока моё время».
За годы творческой деятельности Николай Рассадин опубликовал несколько сборников стихотворений: «...а более ничего», «И было всё предрешено», «Исхода не будет». Его произведения неоднократно появлялись в коллективных сборниках, литературных альманахах, на страницах газет, журналов и интернет-изданий. Поэт выигрывал крупные международные конкурсы как поэт и как бард.
«В преддверии профессиональных праздников: Дня уголовного розыска (5 октября) и Дня милиции (10 ноября) – хотелось бы пожелать всем операм сухой обуви, тёплой одежды, поменьше «глухарей», побольше прожитых лет!» – желает своим слушателям и читателям талантливый современник.
А какую музыку слушаете Вы?