В 1937 году на ЧТЗ начали выпускать новый трактор, мощность его составила 65 лошадиных сил, ну а то, что его назвали "Сталинец" и вовсе не удивительно. Тем более, что его предшественник назывался точно также (Сталинец-60).
Кстати, предшественник ездил на лигроине (густоватая нефтяная фракция, смесь бензина с керосином). Ещё с 1930-го года было принято постановление о переходе на дизельное топливо (на лигроине ездили только старые первые тракторы). Преимущества дизеля перед лигроиновыми двигателями были очевидны — дешевизна топлива, более высокий КПД и ряд других.
В качестве образца выбрали американский образец от Caterpillar. 15 июля был собран дизель-мотор М-17 мощностью 47,8 кВт, 1 августа он прошел испытания, и уже 14 августа опытный образец дизельного трактора С-65 совершил 15-километровый пробег.
В марте заводом были выпущены последние С-60, больше двух месяцев конвейер бездействовал, и, после переоборудования, 20 июня в 3 ч 15 мин с него сошел первый дизельный трактор С-65.
С-65 суждено было стать первым советским серийным дизельным трактором и был предназначен для работы с прицепными сельскохозяйственными машинами, а также для привода стационарных машин. Однако с началом Великой Отечественной войны, в связи с потерями первого периода, большинство тракторов было изъято из сельского хозяйства. Их использовали для буксировки орудий большой мощности. Надо сказать, что за время войны, большое количество тракторов досталось в качестве трофеев немцам, которые также использовали их для буксировки орудий средних и крупных калибров.
В мае 1937 года в Париже открылась международная выставка «Искусство и техника современной жизни». Среди экспонатов советского раздела был и собранный на опытном заводе С-65. Он удостоился высшей награды выставки — «Гран-при».
«Сталинец-65» с дизельным двигателем расходовал 220 г солярки на 1 л.с. в час. Для сравнения: этот показатель для лигроинового мотора - 34 г на 1 л. с. в час. Кроме дизтоплива М-17 работал на смеси автола с керосином. Мотор легко заводился даже при -30 °С. Пусковой бензиновый двигатель в 20 л. с. имел ручной и автомобильный электростартеры. Трехскоростная коробка передач обеспечивала скорость до 7 км/ч.