"Папа, я никак не могу выучить это! - младшая дочка была в отчаянии - Я ничего здесь не понимаю!"
Отложив в сторону книгу я посмотрел на несчастного ребенка, сжимающего в руках учебник литературы.
За окном весна. Солнышко греет и заставляет ручьи журчать веселее. Сейчас бы бегать с подругами, мерить лужи в резиновых сапогах, ощущать прикосновение теплого ветерка, пахнущего прелой листвой и дымком.... Но нет. Уроки!!!
"Давай посмотрим, что тебе не понятно." - я протянул руку и взял у дочки учебник.
Там, нарисованный на половину страницы, счастливо улыбался Иисус, протягивая к маленьким читателям руки. Другая половина страницы была густо усеяна стихами о Пасхе. Я пробежал по тексту глазами и сразу понял в чем дело. Стих был переполнен библейскими именами и понятиями, с которыми моя дочь никогда не сталкивалась.
"Это вам задали читать в школе?" - спросил я.
"Нет. Задали учить стих о весне и сказали, что обязательно этот. Но я же вообще ничего в нем не понимаю. Как же я запомню его?!"
Я встал с кресла, подошел к книжной полке, и немного подумав, взял томик стихов Александра Сергеевича. Полистав мягко шуршащими страничками, я нашел знакомые строчки: " Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега..."
"Сделаем так. - сказал я - Ты прочитай стих, что тебе задали. А наизусть выучи вот этот отрывок из произведения Пушкина."
"Меня будут ругать и поставят двойку." - хмуро сообщила дочка.
Что бы этого не случилось, на следующий день, утром пораньше, я пошел вместе с дочерью в школу для того, что бы объясниться с учительницей.
Марью Ивановну я застал в классе вместе с еще одной учительницей начальных классов. Вторую учительницу я знал по активной религиозной деятельности среди учеников. У нее в классе весь подоконник был заставлен иконами и фигурками евангельских персонажей, в одном углу висел стенд с плакатиками на религиозную тему и каждое внеклассное мероприятие было насквозь пропитано религией. Эта интересная женщина один раз огорошила моего ребенка, задав ей вопрос: "А ты знаешь, сколько крыльев у ангелов?"
"Доброе утро! - поздоровался я с обеими учительницами и обратился к классной даме моей дочери. - Вы задавали по литературе учить стих религиозной направленности. Мы его прочитали и решили выучить другой стих, тоже на тему весны, но Пушкина."
Увидев, что Марья Ивановна недовольна, во избежании конфликта я поспешил добавить: "Он в два раза больше и в три раза красивее того, что задавали!"
Наверное последние слова чем-то оскорбили вторую учительницу. Она с первых же фраз перешла на повышенный тон: "Кто вам вообще давал право решать, что будет учить ваш ребенок, а что нет? Она не выучила домашнее задание и получит двойку!"
"Извините, но в нашей семье не изучают религиозные тексты и ребенок половину того, что написано в стихе, не понимает. Мы решили заменить его и предупредить об этом нашего учителя."
"А кто вы такой, что бы решать? Учитель лучше знает, что нужно учить ребенку, а что нет!" - вторая учительница, похоже, начала расходиться не на шутку.
Благо Марья Ивановна была достаточно здравомыслящей и твердой женщиной. Она быстро пресекла назревающий конфликт и, отведя меня в сторону, сообщила, что все понимает и согласна с нашим решением. На том вопрос был исчерпан.
Вопрос религиозной пропаганды и религиозного обучения в наших школах остро не стоит. Да он и не может стоять остро. Иначе будет слишком заметен и может вызвать очень большой общественный резонанс. Поэтому религиозное воспитание молча, подспудно, ползком, уже проникло в школу и оказывает свое влияние на детей. Атрибуты и тексты религиозной направленности давно уже наполняют учебники и головы учеников. Все больше и больше учителей, преподавая вполне научные дисциплины, вплетают в них религию, внося в умы детей сумятицу и сомнения. Самое опасное, что все это направлено и оказывает влияние именно на тех, которые, в силу возраста, не может мыслить критически и все сразу принимает на веру.
В нашей семье вопрос отношения к религии не стоит вообще ввиду того, что все наше мировосприятие базируется на научных утверждениях. Однако мы обязательно знакомим детей с самим понятием "религия", с историей ее возникновения, распространения и использования, но без специфических, "профессиональных", подробностей. Дабы информация эта доводилась им без подтекста и с обоснованием. Но пока они на пути становления мировоззрения и лишены логики критического мышления, мы ограждаем их от насаждения религиозных понятий и взглядов.
Первый шаг в формировании восприятия религии мы сделали объяснив понятие слова "вера", сопоставив его с понятием слова "знание" (о формировании знаний можно прочитать здесь). Если знание это вполне реальная и в большей степени достоверная информация, которую можно обосновать с точки зрения науки, то когда у человека отсутствуют знания - ему остается только верить.
Вера в непонятное человеку заменяет знания.
Будем ли мы в будущем противиться приобщению детей к какому бы то ни было религиозному культу (если такое, вдруг, произойдет)?
Нет. При условии, что это будет осознанный и обоснованный личный выбор взрослого человека.
Однако, на данный момент, меня вполне удовлетворяет отношение моих детей к религиозным культам.
Как ответила моя младшая дочка на вопрос о количестве крыльев у ангелов: "В книжке дедушки Дарвина таких животных нет."
Если вы человек, вооруженный знаниями, то непременно поставите лайк и подпишетесь на этот канал. Если же нет - то поверьте мне, что это хорошо и просто сделайте это!