Найти тему
1520. Все о путешествиях

Размыв на 10 лет. Как в Петербурге в 90-е затопило метро

Оглавление

В Петербурге в середине 90-х в метрополитене произошла крупная авария. Один из перегонов затопило водой. Движение поездов остановилось на десять лет. Причиной стали ошибки, заложенные при строительстве и эксплуатации.

Станция метро Площадь Мужества
Станция метро Площадь Мужества

Торопились к партийному съезду

90-е принято ругать за бардак. Наверное, много где действительно творился беспредел. Но в случае с размывом метрополитена обвинять нужно не 90-е, а строителей, которые работали на 20 лет раньше и спешили к 25-му съезду КПСС.

Тоннель, о котором мы говорим, находится на первой, красной, Кировско-Выборгской линии Петербургского метрополитена. Он соединяет станции метро «Лесная» и «Площадь Мужества».

При строительстве метростроевцы столкнулись с проблемой. Пройти тоннель должен был в толще «водоносных песков» или, говоря по-простому, через плывун. Инженеры решили заморозить водно-песчаную смесь, а для экономии замораживающих материалов тоннели разместили друг под другом.

-2

Строили с трудом. Уже на этапе строительства в тоннели поступала вода, а на улицах образовывались провалы. Дошло того, что на территории закрытого оборонного предприятия НПО «Аврора» даже обрушилась часть здания. Его решили не восстанавливать, а так и законсервировать половинкой.

-3

Тем не менее, 31 декабря 1975 года станция была открыта. Про подвиг метростроевцев писали газеты, издавались книги, снимались фильмы («Прорыв», 1986). Кстати, «Площадь Мужества» стала одной из первых двух в СССР стаций типа «односводчатая, глубокого заложения». Другая – соседняя «Политехническая».

Трагедия 1994-1995 годов

20 лет метрополитен возил пассажиров по участку, построенному, мягко говоря, не самым безопасным способом. В тоннель поступало большое количество воды, но все – в пределах допустимого для эксплуатации.

А в 1994 году начало затапливать все сильнее. Метростроевцы боролись. Сперва уменьшали скорость поездов на аварийном участке, затем ограничивали их движение в вечерние часы и по выходным. Но это не помогало. Вода лилась на поезда, электрички выезжали из тоннелей в воде. В результате в 1995-м пришлось закрыть один из двух (нижний) тоннелей.

-4

Хорошо успели – тоннель закрыли, а на следующий день его затопило.

tankizt.livejournal.com
tankizt.livejournal.com

По верхнему тоннелю спешно организовали эвакуацию поездов из депо «Девяткино». Было понятно, что все идет к тому, что и он будет затоплен, и поезда окажутся на заблокированном участке. В целях безопасности, железную дорогу обесточили, поезда перегонял мотовоз. После этого верхний тоннель был загерметизирован и затоплен.

-6

После этого первая ветка метро оказалась отрезана от внешнего мира. Отдельно функционировал участок «Девяткино» – «Площадь Мужества» с промежуточными станциями «Гражданский проспект», «Академическая» и «Политехническая». Поезда здесь ходили по расписанию раз в 15-20 минут. Перегон «Площадь Мужества» – «Лесная» был закрыт. Остальной участок линии работал в обычном режиме.

10 лет без метро

Целый район Петербурга остался без метро. Тогда еще никто не знал, что это – на 10 лет. Между станциями «Площадь Мужества» и «Лесная» были пущены бесплатные автобусы. Расцвели маршрутки и коммерческие автобусы-экспрессы, которые вывозили людей из отрезанного района города.

Автобус 80 Площадь Мужества - Лесная
Автобус 80 Площадь Мужества - Лесная

Долгие годы городские власти не могли решить вопрос соединения двух станций. Эта тема фигурировала в предвыборных обещаниях политиков на выборах всех уровней – от муниципальных депутатов до губернаторов.

После долгих процедур поиска денег и согласования проектов, в 2002 году при губернаторе Владимире Яковлеве началось строительство новых тоннелей. Строить взялись итальянцы. Тоннель был сделан с резиновыми сочленениями, он оказался способен колебаться вместе с почвой. В 2004 году по нему пошли поезда.

-8

Торжественно открывала движение уже новый губернатор города Валентина Матвиенко вместе с президентом Владимиром Путиным.