На юго-западе Тулы, на Косой Горе, стоит металлургический завод. Когда едешь в сторону Орла, его сложно не заметить – доменные печи и трубы возвышаются над поселком, придавая местному пейзажу колоритный индустриальный вид. Да и само Орловское шоссе проходит прямо под стенами завода. Поэтому иногда, проезжая мимо, нет-нет, да и услышишь гудки тепловозов, доносящиеся с его территории.
В прошлом году Косогорский металлургический завод (КМЗ) отметил свое 120-летие. На протяжении почти всего этого времени его производственные процессы тесно переплетены с заводской железной дорогой. Она используется для подвоза сырья и материалов, вывоза продукции, технологических перевозок по территории предприятия.
В этой статье я расскажу вам о том, какие задачи заводская железная дорога решает в доменном производстве КМЗ.
Доменное производство КМЗ
В структуру доменного производства Косогорского металлургического завода входят следующие участки: рудный двор, доменные печи, участок разливочных машин, склад холодного чугуна, гранбассейн и шлаковые отвалы.
Производство чугуна начинается с того, что необходимые для его выплавки железорудные окатыши, кокс и флюсы доставляются на рудный двор доменного цеха. Затем они подаются в доменные печи, где происходит выплавка чугуна. Это непрерывный процесс, в результате которого в нижней части печи (горн) накапливаются жидкий чугун и шлак. Периодически, по мере накопления в горне, осуществляется их выпуск. Чугун выпускается в чугуновозные ковши, шлак – в шлаковозные.
Жидкий чугун транспортируется на участок разливочных машин, на выходе которого получают чугунные чушки. Они доставляются на склад холодного чугуна, откуда отгружаются потребителям.
Шлак, выпущенный из доменной печи, отправляется либо в гранбассейн, либо на шлакоотвал. Получаемые после его переработки щебень и шлаковый песок являются вторичной продукцией завода.
Железнодорожный цех
Железнодорожный цех Косогорского металлургического завода - это полноценное транспортное подразделение. На его балансе числится 12 локомотивов (ТЭМ2М - 3ед, ТЭМ9 - 1ед, ТГМ6А - 1ед, ТГМ6Д - 3ед, ТГМ4Б - 4ед), из которых ежесуточно в работе находятся в среднем от 6 до 9 машин.
Косогорские железнодорожники полностью покрывают все потребности завода в технологических перевозках, обеспечивая доставку сырья в бункеры рудного двора, вывоз доменного шлака, транспортировку чугуна и ферромарганца из литейного двора к разливочным машинам, вывоз готовой продукции на станцию Ясная Поляна, которая является станцией примыкания подъездного пути завода к путям РЖД.
Железнодорожная инфраструктура завода включает локомотивное депо и четыре станции (Сортировочная, Доменная, Восток и Эстакада), а общая протяженность путей составляет около 36км.
Косогорцы самостоятельно выполняют техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, содержание железнодорожных путей и инфраструктуры. Так, в период с 2011-го по 2017-ый год в заводском локомотивном депо были выполнены 2 капитальных ремонта тепловозов, 4 ремонта локомотивов в объеме ТР-2 и 8 ремонтов в объеме ТР-3. Не менее внушительно выглядят показатели по содержанию железнодорожного пути. За этот же период времени силами ремонтной бригады цеха был проведен ремонт 21 стрелочного перевода и более, чем 6,5 километров пути.
Станция Сортировочная
Итак, все начинается со станции Сортировочная. Это основной железнодорожный узел завода. Она обеспечивает прием вагонов со станции РЖД Ясная Поляна и их распределение по территории предприятия. Сюда приводят вагоны с продукцией завода и здесь формируют вывозные составы. В среднем за сутки ст. Сортировочная принимает около 130 вагонов сырья и отправляет потребителям 50 вагонов продукции.
Необходимые для производства чугуна окатыши, кокс и флюсы доставляются со ст. Ясная Поляна на станцию Сортировочная, а затем отсюда отправляются на ст. Эстакада, которая обслуживает рудный двор доменного цеха.
Часть принятого кокса со ст. Сортировочной направляется на напольный склад, представляющий собой открытую площадку, оборудованную эстакадой для разгрузки полувагонов. Там формируется и хранится резервный запас сырья на случай перебоев в его поставках.
Рудный двор
Рудный двор представляет собой склад открытого хранения, оборудованный рудногрейферными кранами и эстакадами для разгрузки железнодорожных вагонов.
Рудногрейферный кран – это мостовой кран с грейферным ковшом (грузозахватом для сыпучих грузов). Его грузоподъемность составляет 24 – 26т., а производительность – до 500т/час.
Со ст. Сортировочная вагоны с сырьем выставляются на эстакады рудного двора. Здесь их разгружают. Затем рудногрейферные краны раскладывают кокс, флюсы и окатыши по бункерам рудного двора.
С рудного двора грейферные краны подают сырье на загрузку в доменные печи.
Железнодорожные пути рудного двора входят в состав ст. Эстакада.
Станция Доменная
Жидкий чугун и шлак, получаемые в результате плавки, выпускаются из доменной печи в литейный двор.
Литейный двор представляет собой крытое пространство, расположенное в непосредственной близости от доменной печи. Для выпуска чугуна и шлака по нему проложены специальные канавы.
К литейному двору подводится несколько железнодорожных путей: для установки шлаковозных и чугуновозных ковшей, а также для вывоза скрапа и технологического мусора, который накапливается на литейном дворе. Кроме того, периодически на литейный двор необходимо подвозить песок, запасное оборудование и т.п.
На Косогорском металлургическом заводе транспортное обслуживание литейных дворов обеспечивает ст. Доменная.
Выпуск чугуна из второй и третьей доменных печей осуществляется в чугуновозные ковши. Тепловоз подает их на литейный двор доменного цеха и устанавливает под желоба выпуска чугуна.
Выпуск ферромарганца из первой доменной печи осуществляется в специальный бассейн, расположенный непосредственно в литейном дворе. Там же он охлаждается, а затем дробится и грузится на платформы, которыми отправляется на склады готовой продукции.
Выпуск шлака осуществляется в специальные шлаковозные ковши, которые устанавливаются на литейном дворе под желоба выпуска шлака.
По завершении выпуска эти ковши отправляются на шлакоотвалы.
Участок разливочных машин
Выпущенный чугун транспортируется на участок разливочных машин. Там специальный кран снимает ковш с рамы чугуновоза и подает жидкий чугун на разливочную машину.
Разливочная машина представляет собой двухленточный наклонный конвейер из чугунных форм (мульд), прикрепленных к шарнирно-пластичным бесконечным цепям. Наклон конвейера приводит к тому, что чугун из верхних мульд переливался в нижние, тем самым обеспечивая равномерность заполнения форм. Скорость движения конвейера такова, что чугун в мульдах успевает затвердеть до приближения к разгрузочному концу транспортера. Для ускорения процесса застывания чугун орошается водой.
На разгрузочном конце чугунная чушка вываливается из мульды и по специальному желобу направляется в грейферные ковши, размещенные на платформах. Затем чугун вывозится на склад холодного чугуна.
Склады холодного чугуна
На складах холодного чугуна (их на заводе два) осуществляется погрузка чугуна и ферромарганца в вагоны для отправки потребителям. Поскольку КМЗ продает свою продукцию в разных фракциях, то и погрузка может осуществляться по-разному: продукция крупных фракций грузится сразу в полувагоны, а мелкофракционная перед погрузкой фасуется в мешки.
Склады оборудованы мостовыми кранами. Они используются для выгрузки холодного чугуна, доставляемого платформами с участка разливочных машин, а также для погрузки чугуна в полувагоны.
Выгрузка чугуна осуществляется следующим образом: мостовой кран поднимает грейферный ковш с платформы, а затем высыпает из него чугун либо на склад, либо в полувагон для отправки потребителям.
Погруженные вагоны отправляются на ст. Сортировочная, где формируются составы, которые затем выводятся на ст. Красная Поляна.
Шлакоотвал
На заводе действует два шлакоотвала: пока в один сливается шлак, в другом происходит разработка остывшего шлака с последующей его обработкой на дробильно-сортировальном комплексе. На выходе участка получают вторичную продукцию – шлаковый щебень и шлаковый песок.
На шлакоотвале тепловоз выставляет шлаковозные ковши в точке, где необходимо произвести слив, а затем отцепляется и уходит в тупик. Это делается из соображений безопасности, чтобы в случае опрокидывания ковшей локомотив не ушел под отвал следом за ними.
Затем происходит слив шлака. Для этого на шлаковозном ковше установлен механизм опрокидывания ковша, который приводится в действие электрическим двигателем. Поэтому площадка слива шлака оборудована электрическим щитком, к которому подключаются шлаковозы.
После слива шлаковозные ковши возвращаются на станцию Доменная и устанавливаются под желоба выпуска шлака.
Мы прошли по всему технологическому циклу чугунолитейного производства Косогорского металлургического завода и посмотрели на то, как в нем используется железнодорожный транспорт. Побывали в депо и заглянули в доменный цех. Видели, как выпускают шлак и как его вывозят. Для нас – это предмет интереса. Для косогорских железнодорожников – повседневность. Вот уже 120 лет своим трудом они обеспечивают работу завода, занимающего лидирующие позиции в производстве высококачественного чугуна и ферромарганца на рынках Европы и России.