В обсуждениях про e-learning и digital learning говорят про VR и уникальные курсы, про инструменты и технологии, которые потенциально должны сильно отличаться от того, что есть сейчас. Некоторые справедливо замечают, что надо бы подумать про усвоение материалов и про то, что на самом деле происходит после того, как мы провели обучение в том самом, очень современном и новом формате.
В обсуждениях редко говорят про поддержку и сопровождение обучения, про контроль усвоения, про работу со слушателями. Потому что это "ничья" задача:
- есть те, кто работает с подрядчиками;
- есть те, создает курсы;
- есть те, занимается СДО и прочими инструментыми;
- есть те, кто делает все по-немногого, человек-оркестр.
Но как только речь идет о том, что обучение нужно сопровождать, поддерживать, постоянно контролировать, создавать "моменты" и не только - возникает большой вопрос. Кто именно это должен делать?
- Тот, кто работает с подрядчиками и внутренними заказчиками почти все время занят в обсуждении новых продуктов;
- Тот, кто создает курсы - делает курсы, и работа эта чаще всего не совместима с другими видами регулярной, кропотливой деятельности;
- Администратор может быть и работает с пользователями, только вопросы у него совсем другие.
И чем больше проект и количество слушателей, тем сильнее размывается функция сопровождения, ведения, наблюдения и, что важно, заботы. О сотруднике, о результате, о процессе.
Можно ли в такой ситуации говорить про новые инструменты и технологии, если мы не знаем, как они будут встроены, какое место займут в существующей системе? Что вообще делать с "ничьими" задачами, от которых на самом деле зависит результативность всего того, что мы делаем?