Зачем?
В последние несколько десятилетий высокий уровень занятости стал символом успешности. Сегодня мы без ложной скромности говорим, что у нас нет свободной минуты. И это (признаемся) доставляет нам удовольствие. Восприятие себя как занятого человека позволяет ощущать ценность, видеть себя как важного члена компании, семьи и общества.
Amitava Chattopadhyay и Monica Wadhwa, исследователи в области корпоративного поведения, лидерства и маркетинга, провели ряд экспериментов с целью выяснить, что же нам дает «вечная занятость».
Они установили, что восприятие себя как занятого человека, который вынужден одновременно решить несколько задач, может повысить самоконтроль за счет того, что в этот момент наша самооценка находится на максимально высоком уровне. Что это значит? Напряженное мышление помогает вам выбрать фрукты вместо куска торта, сделать зарядку вместо того, чтобы еще полежать в кровати и т.д.
Эксперимент: как самооценка связана с самоконтролем
В ходе одного из исследований участникам эксперимента было дано следующее задание: определить, сколько людей их по-настоящему ценят.
Участники были разделены на две группы. Чтобы понизить самооценку у первой группы испытуемых, было предложено указать число от 10 до 50. Второй группе - от 1 до 5. Уязвленная группа продемонстрировала гораздо более низкий самоконтроль.
Как это можно использовать маркетологам?
Некоторые бренды стали применять концепцию занятости в качестве одного из «идеологических компонентов» маркетинговых кампаний. Многие сети фитнес-клубов выстраивали рекламные компании, используя занятость как проблему, которую можно решить. К примеру, «фитнес для занятых». Спорт – сфера самоконтроля, поэтому концепт сработал.
Но не во всех областях, это стратегия будет успешной. Когда компании, производящие снеки, фаст-фуд, еду быстрого приготовления применяли тот же ход («еда для занятых») – это вызывало негативный отклик у покупателей. Во всяком случае, после того как ЗОЖ стал трендом.
А что делать людям?
Когда наша самооценка падает, мы начинаем заниматься деструктивным поведением разного уровня – от поедания килограммов сладкого, употребления алкоголя до поддержания плохих отношений.
Постоянный тренинг ума позволяет избегать путей наименьшего сопротивления. Развивайте мышление, расширяйте границы своей интеллектуальной деятельности, вступите в общественную организацию или пойдите учиться. Когда мы важны, мы не склонны себе вредить.