Уникальный комплексный подход к решению проблем современных детей.
Сотрудника школьного медкабинета в Японии принято называть «преподаватель ёго». Оннаблюдает за физическим и психическим состоянием учащихся на протяжении всей их школьнойжизни, занимается проблемами детей и отслеживает признаки жестокого обращения с ними. Эта система уже получила высокую оценку у зарубежных специалистов.
Первая помощь и психологическая поддержка
Медицинский кабинет (хокэнсицу) есть в любой японской школе начальной и средней ступени. Каждый японец побывал здесь хотя бы раз с жалобами на ссадины, внезапное повышение температуры и пр. С годами отводимая медкабинету роль постепенно трансформируется, и его значимость растёт. Современных детей приводят сюда не только жалобы на царапины и недомогания, но и такие социальные явления, как бедность и жестокое обращение.
Медицинский кабинет (хокэнсицу) есть в любой японской школе начальной и средней ступени. Каждый японец побывал здесь хотя бы раз с жалобами на ссадины, внезапное повышениетемпературы и пр. С годами отводимая медкабинету роль постепенно трансформируется, и егозначимость растёт. Современных детей приводят сюда не только жалобы на царапины и недомогания, но и такие социальные явления, как бедность и жестокое обращение.юдение за здоровьем детей.
В то время, как в других странах мира школы укомплектованы школьными психологами и медсёстрами, специализирующимися либо на душевных, либо на физических проблемах, японцы ориентируются на комплексный подход. Неспособность к вербализации психологических проблем детей младших и средних классов может привести к появлению физических недомоганий — усталости, головной боли. Преподаватель ёго внимательно наблюдает за ребёнком, выявляя причину недомогания.
Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, уверен журналист Акияма Тика. Он сделал репортаж на тему: «один день из жизни школьного медкабинета».
СамолётЪ предлагает этот репортаж как есть, сохранив авторскую стилистику и орфографию.
Подозрение на жестокое обращение
В начальной школе в пригороде района Кансай учится более 500 детей. К работающей в медкабинете Судзуки за день может обратиться до 60 школьников.
Понедельник, 8 утра. Первый посетитель на этой неделе — первоклассник Дайти. Его привёл классный руководитель, заметив рану на кончике носа. Ссадина размером около 1 сантиметра уже затянулась корочкой. Дайти объяснил, что упал дома на лестнице.
— Больно было, наверное. Долго плакал? — ласково спрашивает Судзуки.
— Ага.
— Когда упал?
— ....Сегодня утром.
— Не может быть. Ссадина уже начала заживать.
Мальчик затруднился с ответом, и Судзуки, отказавшись от дальнейших расспросов, приступила к обработке раны.
Услышав о Дайти, в медкабинете появился директор с фотоаппаратом, запечатлев лицо мальчика до того, как на нос наклеили лейкопластырь. В ответ на слова директора «подарю тебе это фото навыпуск», Дайти улыбнулся, но при пальпации носа на его лице отразилась явная боль.
Странные ссадины служат поводом для обращения в медкабинет уже не впервые, и, подозревая жестокое обращение, школа уже контактирует со специальным центром по вопросам детей.
Фотографии необходимы на случай, если потребуется предъявить доказательства жестокого обращения.
Страдающие от насилия дети могут скрывать правду, стремясь защитить своих родителей, поэтому излишние расспросы приводят к обратному эффекту. Мальчик, обрадовавшись ласковому отношению, появлялся в медкабинете ещё не раз, роняя на ходу странные фразы: «в субботу ушиб то же самое место, больно было», «вчера лёг спать в 9, встал в 3 утра». Судзуки внимательно выслушивает ребёнка и доводит поступающую информацию до сведения директора и других компетентных лиц.
Островок безопасности
После звонка на урок дети, находящиеся в медкабинете, раскрыли тетради по математике и иероглифике и приступили к учёбе. Сильное чувство тревоги не позволяет им зайти в класс, но в стенах кабинета проблемы отступают. Медкабинет стал для них безопасной территорией, свободной от оценок и критики окружающих. В Японии существует специальный термин хокэнсицутоко — посещение школы с пребыванием исключительно в медкабинете, в противном случае такие дети просто отказываются выходить из дома. Зачастую медкабинет становится спасительным мостиком для перехода в обычный класс.
На перемене к Судзуки то и дело заглядывают ребята — то кровь из носа, то болит голова. Зимой многие приходят с температурой. Судзуки раздаёт градусники, звонит родителям и сразу проводит просветительскую работу, информируя своих пациентов о причинах простуды и способах лечения для скорейшего выздоровления.
Шестиклассник Син появился в кабинете с вялым видом и словами «Даже сидеть тяжело». На вопрос «Чего хочешь?» последовал немедленный ответ «Умереть».
Судзуки отмечает, что в последнее время дети всё чаще говорят две фразы — «Хочу умереть» и «Хочу всё начать сначала». Син — один из них. Он повторяет: «Хочу умереть».
Если что-то пошло вопреки его желаниям, мальчик может вступить в драку или демонстрирует неконтролируемое поведение. Он наводит на детей страх, а у взрослых считается проблемным ребёнком. Облачённый в брендовую одежду, Син производит впечатление избалованного отпрыска из богатой семьи. Однако беседа в медкабинете, где можно говорить на болезненные для него темы, позволяет понять, что не всё так радужно.
Значимая поддержка
После развода родителей Син живёт с отцом и мачехой, однако семейные правила предписывают ему питаться и смотреть телевизор исключительно в своей комнате в полном одиночестве. Еду готовят не каждый день, стирать и убираться приходится самому. Отец может ударить мальчика, если сочтёт, что он недостаточно самостоятелен или дисциплинирован. Син рассказал Судзуки, что живёт чуть дыша и старается не причинять никому беспокойства.
Слова «Хочу умереть» — это квинтэссенция страданий, порождённых жестоким обращением и отсутствием заботы в семье. Растущий ребёнок ещё не способен к точному выражению своих мыслей, и слова о смерти становятся свидетельством интенсивности переживаемого стресса.
В отличие от обычной среды, в стенах медкабинета слово «смерть» не является табуированным.
Судзуки делится с мальчиком своими мыслями — «Хочу увидеть, как ты пойдёшь в среднюю школу, а потом станешь старшеклассником», мягко напоминая, что наблюдает за Сином, и он для неё важен.
Психологический ресурс
Поток детей в медкабинет казался неиссякаемым. Когда школьники разошлись после уроков и в комнате наконец-то воцарилась тишина, я выразила мнение, что многие дети, судя по всему, ощущают дефицит столь необходимого для развития душевного тепла.
Судзуки согласно кивнула — «Я считаю, что взаимодействие в медкабинете закладывает основу для последующего посещения школ средней и старшей ступени. Начальная школа — это значимый этап жизни, и я хочу дать им как можно больше тепла. Ведь тот, кто остановит ребёнка, когда он разбушевался или действительно захотел умереть, становится для него значимым и любящим взрослым».
Эти слова напомнили мне о девушке, у которой я брала интервью сначала в медкабинете средней школы, а потом — во взрослом возрасте. Она с благодарностью вспоминала о преподавателе ёго — «когда я вот-вот могу оступиться, то вспоминаю не лица членов семьи, а её, и это помогает мне оставаться на верном пути».
Детям очень важно ощущать присутствие взрослого, тратящего на них своё время и силы. Это развивает чувство собственной значимости и закладывает основы эмоциональной стабильности, столь необходимые для налаживания нормальной взрослой жизни в будущем.
Уникальный специалист
Медсёстры появились в школьных медкабинетах Японии практически одновременно с европейскими странами. На западе школьная медсестра существует и поныне в рамках системы общественного здравоохранения, но в Японии на смену медработникам пришли преподаватели —для получения сертификата преподавателя ёго лицензия медсестры не нужна. Детям намного легче обратиться за советом к штатному сотруднику, постоянно следящему за их физическим и душевным здоровьем, чем к приходящему психологу.
Обязанности сотрудника медкабинета делятся на две группы — уход и образовательная деятельность. Основатель NNYJ, профессор колледжа Тэйкё Сисидо Суми, начинавшая свою карьеру с работы в школьном медкабинете, с улыбкой вспоминает, что иностранная аудитория сначала путала их с преподавателями йоги, но реагировала положительно. «Мы завидуем вам, не имея возможности полностью обеспечивать потребности детей во время посещения школы 1-2раза в неделю, возможность совмещать повседневный уход с обучением основам охраны здоровья — идеальный вариант. Мы бы хотели изучить японскую систему»-пишут исследователи из Франции, Великобритании и Канады, ознакомившись с этой системой.
Профессор Сисидо считает, что именно японские преподаватели ёго смогли найти эффективное решение таких глобальных проблем в сфере охраны здоровья детей, как ожирение, жестокое обращение и заболевания, передающиеся половым путём, поэтому опыт Японии может оказаться
полезным для других стран.
Что нам с того?
СамолётЪ надеется, что зарубежный опыт пригодится и нашим законотворцам. Как раз сейчас в правительстве Вологодской области идёт обсуждение вопроса по возвращению в школы медработников. Пока только непонятно, кого хотят вернуть, ведь дефицит медицинских кадров стоит всё ещё очень остро. Но вот выделение отдельного педагога, аналогичного японскому «преподавателю ёго», сразу решило бы насколько проблем, уже назревших в российской школе.
Он как раз бы и занимался отслеживанием проблем школьников — с алкоголем и наркотиками, законом и агрессией и здоровьем — как физическим так и социальным, а заодно и работал бы со всеми службами. Только здесь важно не переборщить с отчётностью и не забывать, что главные в школе, всё-таки — дети.