1 этап работы: Выполняется 2-5 эскизов композиции из трех простых объемных форм: прямоугольных призм, цилиндров, конусов, пирамид, шаров.
Желательно, чтобы в одной композиции присутствовали как граненые тела, так и тела вращения.
Тела находятся в композиционном взаимодействии, стоят достаточно близко друг к другу, возможно опирание, простая врезка.
Так как в композицию будут входить и падающие от тел тени, то стоит обратить внимание на то, чтобы композиция была красивой и выразительной с учетом падающих теней.
Как видите,например, на работе, приведенной выше, один предмет полностью закрывается тенью другого, это не самый лучший вариант.
Выбранный эскиз перерисовывается уже правильно, с использованием перспективного построения и правил построения светотени и падающих теней.
Выполняется светотеневой разбор рисунка карандашом, чтобы точно знать светлоту всех плоскостей и участков поверхностей. На круглых предметах обязательно проводится примерное разграничение поверхностей линиями на световую, полутеневые, теневую, области рефлексов и бликов.
После линейный рисунок без шриховки копируется три раза для трех видов растра.
Если Вы не владеете знаниями о перспективном построении предметов и теней, Вы можете купите эти уроки у нас здесь, отписавшись в комментариях. Сюда я эти уроки добавлять не буду, так как это вопрос отдельных нескольких занятий.
Когда материал полностью заготовлен можно перейти непосредственно к выполнению растра.
Лучше сперва также выполнить идентичный чистовому черновой вариант
ЛИНЕЙНЫЙ РАСТР.
Как уже говорилось, линейный растр может выполняться из различного типа линий. Линии можно располагать по форме фигур, можно пропускать единые линии через весь силуэт композиции.
Разлинуйте композицию, включая тени на полосы одинаковой ширины. Например шириной 1 см.
На самом светлом участке композиции оставьте толщину линии самой тонкой, на самом темном участке оставьте белое фактически в темноту линии остальное плотно заштрихуйте. Соотношение черного и белого на остальных участках подбирайте с постепенным нарастанием ширины темных полос на все более темных участках.
Обратите внимание, что, если Вы хотите сделать работу лучше, вводя в нее ощущение пространственности, стоит сделать больший контраст на переднем плане при встрече темной и светлой граней граненого предмета. Для этого на светлой грани делается нарастание толщины черных линий ОТ границы с темной гранью, а на более темной - нарастание толщины темных полос К границе со светлой гранью.
Конечно, в растре желательно совсем не использовать обводку контуров предметов, как на работе Шаниной А., но иногда я позволяю ученикам это сделать, как в случае с работой Дробиловой Н.
Выполнив черновой вариант, посмотрите, насколько четко прочитывается форма и светотень в растровом варианте. Если все получилось, перенесите работу на чистовой лист А-4 ватмана и открасьте черной гелевой ручкой, линером или тушью с пером.
продолжение следует