Когда мы делимся бедами и печалями с друзьями, знакомыми, родственниками – мы рассчитываем на эмоциональную поддержку.
Вместо нее – бац! – прилетает "в лоб" совет или правильное решение:
"Так это ж просто! Делай это и вот это – и вперед!"
Большинство людей негативно воспринимает готовые решения, и неспроста.
5 проблем готовых решений
1. Они не индивидуальны. "Просто перестань есть!" – а как, если шалят гормоны или человек очень плотно работает до позднего времени?
2. Они не учитывают контекст. Начать объяснять блондинке про автомобиль – и выяснить, что она знает больше вас. Начать внушать папе про ребенка (ведь неумеха же явно!) – и обломиться о его грамотную воспитательную методу.
Советчик часто не знает и не думает о том, что его собеседник уже знает, опробовал, научился.
3. Советы оскорбительны. Специалист вынужден быть максимально нейтральным, констатируя факты – в его жизни уже были обиженные клиенты, которые ему показали, "почем фунт лиха".
А вот "советчик-любитель" психологически не подготовлен и не подкован. Он может обозвать или невольно оскорбить того, кому дает совет.
4. Готовые решения подменяют путь самого человека. Как будет лучше ребенку? Как выгоднее купить? Как разобраться с проблемой быстрей? Все это – примеры вопросов, на которые есть десятки ответов.
- Ребенку лучше так или этак – решать родителям.
- Выгода зависит от цели: экономия, долговечность, качество, многофункциональность покупки.
5. Советы помогают самому советчику.
Поверьте: большинство людей с больным пальцем будут советовать лечить палец. Те, у кого есть некий опыт, хотят им поделиться, а не найти лучшее решение для человека.
В итоге часто получается как в бородатом анекдоте – "лечили от желтухи, выяснилось, что китаец".
Постарайтесь не "лечить" других людей, а свой опыт выдавать им только когда они его напрямую просят у вас.