Сатка – это город, побывать в котором нужно, а жить сможет не каждый. У туристов он больше известен своей экстравагантной "Сонькиной лагуной", а в истории навсегда будет связан с огромным комбинатом "Магнезит", представить масштаб которого почти невозможно – он всюду.
Завод "Магнезит" был заложен в 1900 году, а в 1901 уже выпустил первую, уникальную, огнеупорную продукцию из магнезита. Еще до революции завод производил уникальную продукцию получающую золотые медали европейских выставок.
Официальные источники умалчивают об истории национализации завода в 1918 году, но в историческом реферате нашел красивый рассказ, что условия труда ухудшались, рабочие ругались с руководством и было принято решение о национализации. Как будто могло быть иначе с единственным в России предприятием в своей области производства.
С историей Магнезита связана и история "Порожской ГЭС", про которую я уже писал. Именно руководство Магнезита в "девяностых" приняло решение о сохранении комплекса, который сейчас охраняется государством, но вот-вот рухнет.
Подъезжая к территории комбината начинаешь ощущать себя в чреве какого-то техногенного монстра. Все вокруг шевелится, шипит, дышит, гудит. Если сгустить облака, то примерно так наверно должен был выглядеть Мордор, из которого ночью выходят полчища орков. А еще запах... запах... запах... но без него никуда.
На территории Магнезита есть необычная для России электрифицированная железная дорога с колеей 1000 миллиметров и протяженностью в 20 километров. На постсоветском пространстве более привычна узкоколейка в 720 миллиметров, а тут метровая колея, по типу трамвайной в Калининграде или еще в некоторых городах.
За исключением закрытых территорий, некоторые объекты комбината можно увидеть прямо с дороги или подъехать близко. Мы катались на Isuzu D-Max проекта #ДзенПутешествие, вызывая нескромный интерес у местных водителей грузовиков своими раскрашенными бортами. Не вязались мы с окружением.
Над головой в этот момент проплывали вагонетки подвесной дороги. В одну сторону с рудой, в другую сторону пустые. Зрелище для городского туриста увлекательное, можно час сидеть и смотреть на это действо.
Подвесная дорога проходит прямо над одной из дорог и можно остановиться непосредственно около нее. Мы видели подобные подвесные дороги в Соликамске, например, но там нет такого эффекта огромного живого организма как в Сатке.
Магнезит – градообразующее предприятие. Технофотографам побывать здесь просто обязательный пункт программы. За пару дней, с набором хороших объективов, тут можно отснять целую техногенную выставку. Завод обладает огромным потенциалом и шикарными видами.
А потом можно ехать в город, чтобы удивляться, как посреди промышленного города в Челябинской области полуголые девы сигают на старых мотоциклах прямо с забора.
Не верите? Езжайте вы в Сатку... Ведь эти фотографии сняты не где-то на закрытой территории, а просто на одной из улиц города, на которую садится Ан-2, смотрят орудийные стволы и конечно же девы на байках.
Про мое первое путешествие в Сатку можно прочитать здесь >>>
#ДзенПутешествие по России закончилось, но проект не закрыт. Публикаций в очереди еще много, а идей, куда поехать в стиле Дзен еще больше. Очень круто ехать без плана и без программы. Скоро продолжим!