Найти тему
Город и Транспорт

Все говорят "хотим метро", а ты обоснуй!

Буквально на днях в городские новостные ленты (и некоторые кулуары некоторых властных коридоров) ворвалась новость о том, что ООО "Киносарг" не может получить деньги за технико-экономическое обоснование проекта метро в Воронеже. Сегодня мэрия официально подает в суд на своего незадачливого подрядчика, требуя взыскать с него почти полную стоимость работ по муниципальному контракту.

В культовом фильме Гая Риччи "Большой Куш" американский ювелир-иудей просит английского россиянина-бандита Бориса Бритву не нанимать для решения проблем с бриллиантами людей с ограниченной адекватностью. В гоблиновском переводе звучало немного короче, но оставим это на совести камрада Пучкова. На самом деле, если бы английские партнеры все доверили компетентным профессионалам, то не совсем понятно, о чем бы был этот воистину замечательный фильм. Впрочем, то что получилось в Воронеже, не сильно уступало английскому сценарию.

Когда отдельные первые перлы из ТЭО Киносарга просочились в прессу, я совершенно искренне подумал, что нас разыгрывают. Такой лажи просто не могло быть! Всё дело в том, что у ООО "Киносарг" все тома обоснования пылились на полке еще с 2013 года, все что от них требовалось в 2017 году - это сделать презентационный ролик! Бюджет - несколько миллионов.

"ИнвИстиционную привлекательность" помнят все. Вся проблема, что другие подробности не лучше

Кадр ВГТРК из сюжета про проектирование Воронежского "метро"
Кадр ВГТРК из сюжета про проектирование Воронежского "метро"

На картинке, которая мелькнула на три секунды прекрасно всё: и трехвагонные составы метро (вообще-то вагонов должно быть минимум четыре) и смелое предположение об использовании Северного моста, совершенно не приспособленного для движения составов по железнодорожному стандарту. Что это - пипл схавает, или отсутствие элементарных знаний о проектируемом объекте? А схема с 90-градусными поворотами? Расчет на то, что заказчик в этом тоже мало что понимает?

Когда к нам в руки попала текстовая часть, стало понятно, что проблема не в демо-ролике. Совершенно элементарные ошибки, большинство из которых вызвано тем, что телега поставлена впереди лошади: авторы просто априорно исходили из того, что метрополитен - нужен, и втискивали воронежские реалии в проект с заданным ответом.

Результат известен - весь город посмеялся, после чего губернатор выделил 68 млн. рублей на создание специального отдела в Агентстве по инновациям и развитию, которые должны заново обосновать весь проект. Если АИР пойдет тем же путём, что и Березин, то скоро появится еще один повод поржать и позубоскалить. Единственный правильный ответ - сегодняшнему Воронежу метро не нужно, но для этого надо набраться мужества и провести работу по обоснованию без подгонки под заранее известный ответ, и стремления показать, как дешево это обойдется.

Главный вывод из всей этой истории в том, что злые общественники не всегда говорят обидную ерунду просто из желания поспорить. Общественники как раз самые бешеные фанаты метро, но об этом - в другой раз. И конечно всегда просто сказать, что мне, профессионалу, не с руки сидеть с ними на территории одного туалета. Мы и не настаиваем. Встречаться с юристами своего заказчика в арбитражном суде конечно же приятнее. Ну, наверное, если бы речь не шла о 10 миллионах, которые надо вернуть. Однако бывают еще менее приятные места, мы узнавали. Да простят нас в Следственном комитете - это их кабинеты для допросов.

В общем, давайте не осваивать бюджеты, которых нет, а решать транспортные проблемы города. В конце-концов мы тут не криминальную комедию снимаем.