Буквально на днях в городские новостные ленты (и некоторые кулуары некоторых властных коридоров) ворвалась новость о том, что ООО "Киносарг" не может получить деньги за технико-экономическое обоснование проекта метро в Воронеже. Сегодня мэрия официально подает в суд на своего незадачливого подрядчика, требуя взыскать с него почти полную стоимость работ по муниципальному контракту.
В культовом фильме Гая Риччи "Большой Куш" американский ювелир-иудей просит английского россиянина-бандита Бориса Бритву не нанимать для решения проблем с бриллиантами людей с ограниченной адекватностью. В гоблиновском переводе звучало немного короче, но оставим это на совести камрада Пучкова. На самом деле, если бы английские партнеры все доверили компетентным профессионалам, то не совсем понятно, о чем бы был этот воистину замечательный фильм. Впрочем, то что получилось в Воронеже, не сильно уступало английскому сценарию.
Когда отдельные первые перлы из ТЭО Киносарга просочились в прессу, я совершенно искренне подумал, что нас разыгрывают. Такой лажи просто не могло быть! Всё дело в том, что у ООО "Киносарг" все тома обоснования пылились на полке еще с 2013 года, все что от них требовалось в 2017 году - это сделать презентационный ролик! Бюджет - несколько миллионов.
"ИнвИстиционную привлекательность" помнят все. Вся проблема, что другие подробности не лучше
На картинке, которая мелькнула на три секунды прекрасно всё: и трехвагонные составы метро (вообще-то вагонов должно быть минимум четыре) и смелое предположение об использовании Северного моста, совершенно не приспособленного для движения составов по железнодорожному стандарту. Что это - пипл схавает, или отсутствие элементарных знаний о проектируемом объекте? А схема с 90-градусными поворотами? Расчет на то, что заказчик в этом тоже мало что понимает?
Когда к нам в руки попала текстовая часть, стало понятно, что проблема не в демо-ролике. Совершенно элементарные ошибки, большинство из которых вызвано тем, что телега поставлена впереди лошади: авторы просто априорно исходили из того, что метрополитен - нужен, и втискивали воронежские реалии в проект с заданным ответом.
Результат известен - весь город посмеялся, после чего губернатор выделил 68 млн. рублей на создание специального отдела в Агентстве по инновациям и развитию, которые должны заново обосновать весь проект. Если АИР пойдет тем же путём, что и Березин, то скоро появится еще один повод поржать и позубоскалить. Единственный правильный ответ - сегодняшнему Воронежу метро не нужно, но для этого надо набраться мужества и провести работу по обоснованию без подгонки под заранее известный ответ, и стремления показать, как дешево это обойдется.
Главный вывод из всей этой истории в том, что злые общественники не всегда говорят обидную ерунду просто из желания поспорить. Общественники как раз самые бешеные фанаты метро, но об этом - в другой раз. И конечно всегда просто сказать, что мне, профессионалу, не с руки сидеть с ними на территории одного туалета. Мы и не настаиваем. Встречаться с юристами своего заказчика в арбитражном суде конечно же приятнее. Ну, наверное, если бы речь не шла о 10 миллионах, которые надо вернуть. Однако бывают еще менее приятные места, мы узнавали. Да простят нас в Следственном комитете - это их кабинеты для допросов.
В общем, давайте не осваивать бюджеты, которых нет, а решать транспортные проблемы города. В конце-концов мы тут не криминальную комедию снимаем.