Как бы ни было интересно копаться в прошлом (да, мы поняли - самой популярной темой оказались совсем древние культы: видимо, про христианство и прочие мировые религии в школе и книгах рассказывают больше и чаще - учтем, обещаем) - но прошлое, все-таки прошло. И от актуальности никуда не деться.
Естественно, обжёгшись на молоке, будем дуть и на воду. Ибо истинно верующие ходят, "аки лев рыкающий" и ищут, а не заденет ли кто их чувства. Постараемся такого удовольствия им не доставить (а то нас уже как-то блокировали)...
В общем, если кто не заметил - в "Военно-промышленном курьере" опубликовали интервью с бывшим командующим российской военной группировки в Сирии, а ныне - заместителем министра обороны, начальником Главного Военно-Политического Управления РА (да, у нас с 30 июля 2018 года опять есть ГлавПУР, если кто пропустил), Андреем Картаполовым.
Оно (чтоб нас нельзя было упрекнуть в передергивании - текст вот), крайне показательно. Самая его "изюминка", несомненно, упоминание о том, что "Война в Сирии - как и раньше Первая Крымская - это война, по сути, "за ясли Господни".
Что ж, слово не воробей - будем разбираться с тем, что там за ясли такие. И заодно - с тем, как устроены религиозные и квази-религиозные войны.
Но сначала - про ясли.
Это реальный артефакт... хотя, правильнее будет "артефакты". Ибо их двое. Одни - это мраморное углубление в левом приделе Храма Рождества Христова в Вифлееме. Вифлеем, на минуточку, не в Сирии. Он - на правом берегу реки Иордан в Палестине. Вообще-то - почти в Израиле, в 10 километрах от Иерусалима. Но территорию контролирует палестинская администрация.
В любом случае - Сирия там...эээ...несколько далеко.
Впрочем, ссылается на исторический факт генерал Картаполов верно. Действительно, одной из составляющих Крымской войны в XIX веке было стремление России сохранить свободный проход в Средиземное море. Через которое российские паломники посещали, в том числе и базилику в Вифлееме.
Конечно, это не было причиной - из-за паломников, как увидим, войны не начинаются - но свою роль (в том числе и в пропаганде) сыграло.
Кстати, она - священное место для всех христианских церквей - но именно Ясли находятся под контролем католиков.
Что неудивительно - ибо самих Яслей, в которые, согласно Евангелию был положен младенец Христос там давно уже нет. Первые, скорее всего, существовали реально (и были не мраморной ванночкой, а вполне себе деревянной кормушкой для скота) - но были растащены по досточке первыми паломниками (подтверждено, что местом для поклонения Пещера Рождества (на которой и стоит храм) было уже в 150 году нашей эры. Но как разобрали - так и сделали новые. Новые, правда, тоже начали разбирать - но представители Рима успели спасти 5 последних дощечек от них и вывезти в Рим. Теперь они в нем в церкви Санта-Мария-Маджоре, хранятся в специальном хранилище, реликварии.
Имел ли ввиду господин Картополов только свободный проход в Средиземное море для российских кораблей - или все-таки, он надеется на вооруженное противостояние сразу с Палестинской автономией, Израилем и католической церковью - Бог весть.
Нам же пока - хороший повод вспомнить про очень похожие слова (вылившиеся, к сожалению в очень печальные события), почти тысячелетней давности...
Итак, в 1096 году в Клермоне Папа Римский Урбан объявляет что необходимо начать Крестовый поход, против злокозненных турок-сельджуков, захвативших христианские святыни. В том числе - и пещеру с Яслями. Турки, и правда, тогда завладели всем регионом. Да и почти всю Византию заодно.
А теперь смотрим на год. Ничего странного не замечаете? Ага, в 1054 году происходит Великая Схизма - патриархи Западной и Восточной христианских церквей (термины "католики" и "православные" появились позже) взаимно предали друг друга анафеме. Но это для нас 42 года большой срок - тогда было не так. Патриархи-то предали - а вот для обычного человека ничего и не поменялось. Они христиане - и мы христиане. Они - Римская империя, и мы - Римская империя. Борьба за бренды пойдет позднее.
Более того, официальным предлогом для выступления христиан в Первый Крестовый были даже не притесняемые паломники. Про них потом вспомнили. Поход был благословлен, как направленный против турок, которые прямо угрожали Византии. Правда, пока собрались да дошли - Византия, в общем-то сама многие проблемы решила, но было поздно...
Так что, к религиозной составляющей возникают вопросы (правда, в 1204 году католическое войско возьмет и полностью уничтожит православный Константинополь - тогда она будет поощутимей. да). И не зря.
Потому что - представьте себя на месте того же Папы Урбана. Конечно, всяких современных слов Вы не знаете - но это и не важно. Потому что очевидны две вещи.
1. Европа окончательно переходит от рабовладельческих и роковых отношений к феодальным. В феодализме главное что? Собственность на землю. А её-то в маленькой Европе ограниченное количество. А население-то растет. что делает крестьянский сын, если ему не выделено наследством достаточно земли, чтобы прожить? Уходит в разбойники. А младший сын какого-нибудь барона? Где ж ему бедному властовать-то? Только захватить у соседа (у которого своих младших сыновей имеется какое-то количество). Так что - он (вернее, его отец, которому нужно что-то оставить детям) начинает войну. Средневековые войны того времени - это, как правило, "разборки вон за тот лесок". А в леске, между прочим - крестьянские дети (см. ранее). Захватишь - еще и с разбойниками бороться.
В общем - земли не хватает, взять негде, напряженность растет. Нужен выхлоп. Желательно такой, чтобы половина погибла, а вторая - обзавелась столь чаемой ими землицей...
2. Но это не все. Европа, конечно, территория замечательная. Но производить там можно совсем не все. Так что - нужна торговля. Торговля через Средиземное море с Востоком, например. А как тут торговать, если все побережье Малой Азии - под принципиальными врагами, мусульманами?
Итого - в поход, труба зовет!
Кот спрашивает: погодите, так это что? Религия вроде как и ни при чем?
Как это ни при чем? Это ж Вы понимаете, римский папа. Император там или аристократ. Вас же маловато. Нужна армия. А армию откуда взять? Да из тех, кто пойдет движимый религиозным чувством (аппетит придет во время еды: и богатств захочется, и земель) - за свои деньги, на свой страх и риск.
Такие сами по себе не появятся - людям нужно объяснить, что вот там - враги. Не папы или императора - а твои личные. Скажешь, они далеко, тебя лично не касаются? Далеко-то далеко, но глумятся-то они над священными для тебя вещами... Так что - собрал манатки, и пошел бить сарацин проклятых...
Справедливости ради, религия, сама по себе, к войне призывает крайне редко. Но вот использовать её для решения своих проблем - и удобно, и недорого.
А тогда было почти что необходимо.
Что тоже весьма понятно. Ибо любая государственная религия через какое-то время формулирует для себя принцип "гражданин страны А - обязательно исповедует религию В". В самом знакомом нам варианте - "русский - значит православный". Основная опасность здесь в том, что формула очень легко переворачивается в "исповедующий религию В - обязательно гражданин страны А". А Европа на тот момент - не единое государство. И даже не союз. Там есть и "христианин - значит итальянец", и "...значит француз", и "...значит немец" Еще немного, не нашлось бы общего врага - началась бы общеевропейская резня (она, правда, чуть позже и началась все равно - клапан "на выпуск пара" работал не бесконечно).
Но это - уже другая история.
А про то, как тот же механизм используют квази-религии (про это в интервью тоже есть, просто нужно увидеть) - третья.
И мы их, наверное, напишем...
Если всех в крестовый поход за яслями не пошлют