Наши правила, включая обсуждение видео на YouTube
Гений - как высшая степень совершенства по Жюльену Ламетри
Я попытаюсь теперь остановиться на идее о гении с большей определённостью, чем я это делал до сих пор.
Обыкновенно под словом «гений» понимают высшую степень совершенства, которой может достичь человеческий ум.
Дело сводится к тому, чтобы выяснить, что понимается под этим совершенством. Принято думать, что оно заключается в самых блестящих способностях ума, поражающих воображение. В этом смысле, в котором я сам употреблял слово «гений», следуя обычаю, который я имел намерение впоследствии исправить, наши поэты, наши авторы-систематики - все, включая даже аббата Карто де ла Виллата, - могли бы быть признаны гениями, и прежде всего Мальбранш, отличавшийся наибольшим воображением.
Но если гений - это ум, столь же строгий, как и проницательный, столь же истинный, как и всеобъемлющий, который не только постоянно избегает заблуждения, подобно искусному лоцману, избегающему подводных скал, но и пользуется разумом, как компасом; если он никогда не уклоняется от своей цели, владеет истиной с такой же определённостью, как и ясностью, который, наконец, легко схватывает разом множество идей, цепь которых образует систему опыта, столь же ясную в принципах, как и последовательную в выводах, - если всё это так, то пусть простятся со своими претензиями наши умники и знаменитые изобретатели гипотез! Прощай, бесконечное количество гениев! Как их мало будет отныне!
Присмотримся теперь к главным современным философам, которым присвоено наименование гения, и начнем с Декарта.
Главное создание Декарта - это его метод; он двинул далеко вперёд геометрию с того пункта, на котором она стояла до него, - может быть, настолько же, насколько Ньютон двинул её дальше с того места, на котором её оставил Декарт. Наконец, никто не откажет ему в природном философском уме. Во всех этих отношениях Декарт не был обыкновенным человеком; он был бы даже гением, если бы, чтобы заслужить этот титул, достаточно было затмить и оставить позади себя всех остальных математиков.
Но идеи величин просты, легко поддаются усвоению и определению. Круг их очень невелик, и их всегда наглядные обозначения делают их легко понятными. Поэтому геометрия и алгебра принадлежат к наукам, в которых ограничено количество комбинаций, в особенности сложных. В них только и есть, что задачи, а между тем решать нечего. Вследствие этого случается, что молодые люди, занимающиеся в течение трёх-четырех лет математикой вдумчиво и с энергией, скоро оказываются в состоянии сравняться с теми, кто не создан для того, чтобы переступить границы своего ремесла. По общему правилу геометры, далеко не будучи гениями, не являются даже людьми большого ума, что я приписываю небольшому количеству идей, поглощающих их и ограничивающих ум вместо того, чтобы, как предполагают, расширять его.
Источник: http://vikent.ru/enc/5662/