Все слышали про стакан воды в старости и тем не менее многие предпочитают жить одиноко и в одиночестве стареть. А как проходит смерть в одиночестве?
Скажу вам честно, дорогой читатель, такая тема вряд ли пришла бы мне в голову, если бы не чтение книги социолога Эрика Кляйненберга «Жизнь соло», где он описывает реальности одинокой жизни, и почему всё больше людей по всему миру в XXI веке выбирают ни с кем не делить свой быт. (Об этом читайте статью «Легко ли жить одному?» на этом канале.)
В конце четвертой главы Эрик описывает последние дни и то, что их окружало, некой американки Мэри. И тут, конечно, сразу слышу возгласы, что, мол, американка, другие реалии. К этому возражению я вернусь чуть позже.
История конца одинокой жизни Мэри такова: за две недели до смерти она почувствовала, что ей стало плохо, сама вызвала скорую, ее забрали в больницу, где она вскоре и умерла. За ее собаками она попросила кого-то присмотреть, а лицом близким, для контактов в экстренном случае, назвала социального работника, которая ее навещала. Каково же было удивление той женщины из социальной службы, когда ей сообщили о смерти Мэри Энн и что она выбрана доверенным лицом престарелой леди. Неужели у дамы не было никого ближе изредка приносившей продукты соцработницы?
Началось расследование. Такова процедура в Америке: когда человек умирает, если у него нет явных родственников, вызывается специальный социальный следователь, задачей которого является найти прямых наследников усопшего и сообщить им о смерти.
Социолог присутствовал при всём процессе расследования. В доме Мэри Энн не было найдено никаких личных вещей, которые бы указывали на то, что у нее были близкие люди. Ни записной книжки, ни друзей. Соседи знали ее мало. Личные вещи искали по всему дому. Спустя почти два часа была обнаружена одна открытка 25-летней давности. Следователь нашла людей, отправивших открытку. Мужчина не помнил, кто такая Мэри Энн. Он просил позвонить его бывшей жене.
В ходе дела выяснилось, что Мэри была двоюродной тетушкой того мужчины. И он оказывался единственным наследником дома и небольшого имущества усопшей.
В США процедура с одинокими умершими проста: если у человека нет родственников и людей, которые готовы взять на себя организацию похорон, то его хоронят за счет государства… в братской могиле на 2000 человек.
Меня это всё шокировало по мере чтения этой истории. Социолог завершил свой рассказ на той ноте, что двоюродный племянник и его семья решали, возьмут ли они на себя похороны и будут ли вступать в наследство, нужно ли им это.
Что тут сказать. Одинокая старость она вот такая. Наверное. И одинокая смерть. Страшно это или дико? Мне скорее дико. Как мог или может человек жить так, что совершенно не иметь никаких социальных связей, близких или дальних друзей, даже если у него нет семьи, детей, супруга?
Как можно так легко согласиться на одиночество? Зачем? Почему? Это было комфортно, так жить? Понятно, что умирать, вероятно, было не более одиноко, чем так жить, хотя…
Дело не в страхе и предрассудках. Эта история, как одна из многих подобных, заставила меня задуматься, как умирают люди, в частности одинокие люди. Как много мы знаем про близких или просто про наших соседей. Насколько мы люди и что считается нормальным и человеческим, если рядом с нами умирает одинокий человек и никто ничего про него не может сказать?
Это не хорошо и не плохо, я бы назвала это такой социальной жестью. Но то правда, это есть. Не у нас, так в Америке. А сколько такого у нас в России? А рядом, в соседних странах? Или нам нет дела до соседей? И если кто-то будет умирать один, мы подадим ему стакан или будем ждать его просьбы или вообще предпочтем не заметить предсмертные судороги?
На этот раз, дорогой читатель, я не буду просить вас комментировать. Скорее предложу минуту молчания. И несколько минут размышления. На тему: кто мы, как мы живем, как мы хотим умереть, что мы думаем о социальной общности, хотим ли мы быть частью счастливого общества или хотим умереть в одиночестве? Не потому что страшно, а потому что дико.
Подписывайтесь на канал. Дальше расскажу про современную интеллигенцию, поднимем тему финансового обеспечения к старости, почему тема пенсии так «зацепила» россиян (вы не поверите, одни из причин ‒ уровень здоровья и смысл жизни). Но об этом в следующих статьях. Подписывайтесь!