Для постсоветской России самолёт Т-500 стал первой сертифицированной машиной сельскохозяйственной авиации. Разработкой его занимались фирма МВЕН совместно с ОНПП «Технология». Эти компании подписали договор о создании машины сельскохозяйственного назначения в декабре 2016 года и уже в разгар лета 2017 года самолёт впервые оторвался от земли.
Прототип МВ-500 разработала компания МВЕН, который после демонстрации на МАКС-2017 получил обозначение Т-500. Обнинская ОНПП «Технология» уже много лет разрабатывает и создаёт конструкции из композитов в интересах космической и авиационной промышленности и в этом случае её многолетний опыт позволил самые нагруженные элементы планера – это лонжерон крыла и несущая поверхность консолей, рули и закрылки изготовить из российского углепластика, а на оставшиеся части конструкции фюзеляжа и крыла пошёл более дешёвый материал – стеклопластик. Всё это сделало возможным снизить вес всей конструкции до 756 кг.
Эту машину делают из расчёта, что она будет востребована не только для российского рынка, но и для зарубежного и поэтому её оснастили американскими двигателями Lycoming 0-540-B4B5-235, поскольку компания Lycoming имеет множество сервисных центров по их обслуживанию, рассредоточенных по всему миру. Американский мотор развивает мощность в 235 л. с. и имеет ресурс 3 тысячи лётных часов, но позволяет поддерживать крейсерскую скорость 160 км/час.
Т-500 очень лёгкий в пилотировании самолёт, прощает многие ошибки, допущенные в управлении. Основные элементы пилотирования – посадку и взлёт на машине очень просто освоить, кстати, конструкция шасси позволяет выполнять посадку даже на вспаханную почву.
Аэродинамическая схема самолёта представляет из себя одномоторный моноплан с крылом низкого расположения с традиционным хвостовым оперением и неубирающимися шасси. Метод горячего формования даёт возможность использовать машину на территориях со сложными климатическими условиями. Безопасность пилота и самолёта гарантирована благодаря применению быстродействующей системы спасения.
Машина может работать с неподготовленных площадок, поэтому на МАКС-2017 был представлен не самолёт, а комплекс ПАКСХ (полевой авиационный комплекс сельского хозяйства), состоящий из Т-500 и станции заправки.
Небольшие размеры самолёта и форсуночная система сверхмалообъёмного распыления позволяют обрабатывать при пролётах на сверхнизких высотах даже нижнюю часть листьев опыляемых растений, благодаря возникающей турбулентности воздушного потока. Максимальный взлётный вес машины составляет 1475 кг, с полным баком химической смеси, а это 500 кг, самолёт может пролететь одну тысячу километров.
Стоит отметить, что уже на МАКС-2017 самолётом всерьёз заинтересовались представители зарубежного бизнеса. А после подписания контракта на 200 млн руб. между гендиректором ООО «РусьАвиа» и директором ООО «Аэропрактика» в счёт поставки Т-500 авиакомпании «РусьАвиа» в 2018 году после завершения сертификации, начались переговоры о закупках этой машины Португалией и Анголой.
Планер Т-500 и остекление изготавливают в Обнинске, окончательная сборка производится в Казани, в конце 2019 года обещают выйти на объём серийного выпуска 60 единиц в год. Ориентировочная стоимость этого лёгкого сельскохозяйственного самолёта равна 12 млн рублей, в России потребность на такие самолёты составляет 1 тыс. штук, а на мировом рынке она оценивается в 2 тысячи машин.
Вполне возможно, что развив успех в России, отечественная машина прорвётся на мировой рынок и этому свидетельствует огромная заинтересованность иностранных покупателей, готовых уже сейчас заключать контракты на его поставки.