Найти тему

Вся правда о скотомогильниках

Экологические разделы региональных новостных сайтов пестрят заголовками о том, как органы прокуратуры борются с загрязняющими природу скотомогильниками (биотермическими ямами):

  • ИА "БНК" сообщает, что по иску природоохранной прокуратуры биотермическая яма под Сыктывкаром должна быть приведена в нормативное состояние муниципальным казенным предприятием «Жилкомсервис»;
  • Волга-Медиа пишет о том, как Прокуратура Волгоградской области добивается признания скотомогильника в Светлоярском районе бесхозным с последующим принятием на учет муниципалитетом;
  • Волгоград-ТРВ информирует, что Волгоградская природоохранная прокуратура обязала администрацию Дубовского района принять в свою собственность бесхозный скотомогильник и т.д.

Однако насколько правомерны такие требования прокуратуры?

(с) Фото из открытых интернет-источников.
(с) Фото из открытых интернет-источников.

В соответствии с п. 1.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Главным государственным инспектором Российской Федерации от 01.12.1995 г. № 13-7-2/469 (далее – Правила), требования по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.

Согласно п. 5.1 Правил выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Однако в соответствии с пп. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в собственности субъекта РФ может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).

Таким образом, все вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) возлагаются на собственника такого имущества, которым может выступать только субъект РФ. Само по себе наличие места захоронения биологических отходов на территории муниципалитета не дает право органам прокуратуры обязывать муниципальные образования на создание скотомогильников (биотермических ям) и не предполагает непосредственное обращение в муниципальную собственность бесхозных скотомогильников и биотермических ям без передачи необходимых полномочий и денежных средств.

Следовательно, все вопросы экологов и прокуратуры, связанные со скотомогильниками, должны адресовываться региональным властям.