Найти тему
carwego.ru

Алексей Мочалов: жизнь в режиме off-road

Оглавление

Сколько стоит утопить «Гелендваген» в горной реке, чем отличается профессиональный автопутешественник от автотуриста, и сложно ли жить по полгода в дороге? О буднях экстремалов автожурналу Carwego рассказал организатор экстремального проекта «Волок», автопутешественник Алексей Мочалов.

Журналист, автопутешественник Алексей Мочалов сам живет в режиме off-road и дает возможность другим окунуться в атмосферу внедорожных приключений. Он известен как организатор многокилометровых экспедиций «Волок». Ежегодно в компании единомышленников он преодолевает расстояние от Белого до Черного моря, выбирая наиболее сложные, интересные и, главное, не избитые маршруты, чтобы участники автопробега могли насладиться красотами нашей необъятной родины в полной мере.

Если Google не ведет

-2

- Алексей, сейчас каждого второго автолюбителя, который хоть раз выбрался на машине к морю, уже называют автопутешественником. А на самом-то деле, кто такой автопутешественник?

- Каждый автопутешественник – автопутешественник по-своему. Сколько знаю людей, связанных с этим хобби, их судьбы абсолютно не похожи. Все по-разному пришли к этому, ездят на разной технике, по-разному ищут пути финансирования, исповедуют разную философию. И найти даже двух просто похожих автопутешественников по своему жизненному кредо крайне сложно. У нас чаще всего автопутешественником называют любого автомобилиста, который съездил отдохнуть на море или в Европу. Для меня же автопутешественники - это первопроходцы, которые искали места, куда еще никто не ездил, прокатывали дороги, которых еще не было на картах, в GPS. В моем понимании - это основное отличие профессионального автопутешественника от бытового. Должны быть экспедиционные амбиции, элемент неизвестности. Если у тебя все забронировано и Google ведет, значит ты обычный турист. А если у тебя разрыв километров на 500 в карте и совершенно непонятно, как там ехать, ты автоматически становишься «автопутешественником».

От Белого до Черного

-3

- Вы из просто путешественника превратились в организатора туров. Я говорю про ваш известный проект «Волок», которому, поправьте меня, если не прав, уже больше 11 лет. И вы каждый год от Белого до Черного моря …

- Да-да, от Белого до Черного, от Черного до Белого – это такая тяжелая, достаточно экстремальная внедорожная экспедиция. Часто читаю в сети, мол, тоже мне экстрим, собрал гламурных участников, едут на Land Cruiser 200... Таким я всегда говорю: попробуйте сами хоть раз. На самом деле это очень непростые маршруты. Когда у вас из 7-8 тысяч км маршрута по весенней распутице проходит тысячи 3-4, у любого человека, из какого бы он социального круга не вышел, есть только два варианта: либо он сломается, либо станет сильнее. Спасает лишь то, что экспедиция проходит по европейской части России и, если что, можно быстро удрать домой с объяснением: «ой, у меня сломалась машина, пока!»

- А вам все еще интересны эти экспедиции?

- Мне интересны, потому что мы никогда не повторяемся с маршрутом. У меня за плечами 11 экспедиций, умножаем это на 8 тысяч км (каждая) и получается под сотню тысяч км только прописанных в легенде. А чтобы создать эту легенду, нужно проехать этот маршрут 2-3 раза с учетом всех разведок, поиска ответвлений, определения, где дорога есть, а где ее нет.

- То есть вы сначала сами это все проезжаете?

- Конечно! И не раз. Потому эту почти сотню тысяч км за 10 лет умножьте примерно на два, на три. А есть же еще и собственные путешествия, когда мы просто куда-то едем сами. И здесь мы тоже что-то доразведываем. В режиме «путешествие» я провожу минимум половину года. В прошлом, например, в этом режиме я провел 9 месяцев.

Миссия - Россию показать

-4

- Если простые обыватели едут в экстремальное автопутешествие за эмоциями, впечатлениями, то вам это зачем?

- Это разные уровни фана (от англ. Fun – развлечение - прим. автора). Первую волну ты ловишь, когда идешь на разведку и выискиваешь там, где уже вроде бы все известно, какие-то совершенно сумасшедшие «бриллианты». Второй фан ловишь, когда показываешь это людям и наблюдаешь за их реакцией. Я два года занимался организацией внедорожных автогонок. И это особое искусство – рассчитать сложность. Вы даже не представляете насколько это тонкая грань, когда людям еще очень легко и неинтересно, и когда это уже губительно сложно, и у тебя встает вся экспедиция, рушится весь график, люди не приезжают на ночь в лагерь и начинается ночная эвакуация.

-5

- Бывало и такое?

- Было все. Природа постоянно подкидывает тебе «подарки», при развитии регионов серьёзно меняется дорожная сеть. Огромное заблуждение, что можно взять и поехать в отпуск по треку 2009 года. Он не совпадет совершенно: старые дороги заросли, новые прокатали, там мост смыло, здесь его построили – ничего не будет совпадать. А когда у вас, как у участника, все зажато в 2 недели отпуска, вы рискуете просто колоссально. Именно для этого и нужна организация, а не для того, чтобы человек у себя на родине увидел что-то такое, чего не может увидеть. Очень непростая миссия - показать нашу родину. Это не то же самое, что показать Таиланд, Африку или Южную Америку, когда человек приезжает и у него изначально вау-эффект, потому что там суслики не те бегают, деревья другие, погода другая. А здесь ты засовываешь человека в нашу же среднюю полосу, где, по сути, нет ничего сверхъестественного, и пытаешься заставить полюбить родную природу, которая далеко не фантастическая. Это не Байкал, не Алтай, не Урал. И по этой причине я заложник собственного проекта. «Волок» для меня, как организатора, самый сложный проект, хотя и домашний.

Про дороги и машины

-6

- Какое количество дорог общего пользования в ваших маршрутах?

- Они есть, но есть и грунтовые, есть откровенный офф-роуд, не доступный для гражданских автомобилей. Мы же исходим из условия подготовленных внедорожников и на «стандарте» у нас практически нечего делать.

- Стока у вас нет?

- Практически. Ну, можно поехать, если обуть в нормальные колеса и поставить хотя бы лебедочку. С нами ходят стоковые машины, но они объезжают спецучастки. Это не есть позор или недостойное поведение. Это нормально для людей, которые просто хотят попробовать. Потому что «построить» машину – это дорого, нужно легализовать в ГИБДД все тюнинговые переделки. Мы с пониманием относимся, когда участники приезжают на стоке и специально под них оптимизируем маршрут.

- То есть вы им не надеваете цепи на колеса? Просто говорите: поезжай вон там, где не так сурово?

- Это вопрос личных предпочтений. Если человек готов гробить свою машину цепями, не щадить купленный позавчера в автосалоне новый Prado – а таких много – то пожалуйста! Люди в большинстве своем очень редко думают о последствиях. Человек приезжает, видит, что все прут, у него глаза загораются и он тоже «прет». Поэтому одна из моих задач, как организатора, охлаждать таких «горячих» джигитов. Я прекрасно понимаю, с какими расходами он приедет домой. И это не есть цель моего мероприятия. У меня нет своего тюнинг-ателье, и я не зарабатываю на их поломках, хотя, такие механизмы есть у многих организаторов. В этом плане у нас все по-честному. Наша цель – пройти маршрут. Если у меня процент схода более 10, то это мое личное поражение, как организатора. Значит я перегнул палку, плохо рассчитал. Падеж техники в районе 10% – нормальное явление и от него никуда не уйти: кто-то плохо подготовил машину, кому-то не докрутили гайку, другой поехал не на той машине – всегда найдется причина, чтобы что-то отвалилось. Это, кстати, касается даже организаторских машин, они тоже «сыпятся».

Дорогой off-road

-7

- Ну, хорошо. Проекты у вас максимально бюджетные. А сколько стоит для простого смертного вот такая поездка? Сколько я заплатил бы за автопутешествие от Белого до Черного моря?

- Давайте не путать. Бюджетный с точки зрения организации и подхода, но никак ни с точки зрения участия. Примерно на круг, без учета амортизации автомобиля, выходит 300-400 тысяч рублей.

- И люди отдают такие деньги?!

- Это не очень много. Это даже вообще немного с точки зрения автомобильного внедорожного туризма. Мы не говорим про поездку на Opel Astra в Санкт-Петербург. Мы говорим про поездку на внедорожнике по пересеченной местности, где у вас и расход топлива максимальный, и экипировка нужна на все три сезона. Очень мало кому удавалось влезть в бюджет до 300 тысяч. А кроме того растет цена топлива, что неминуемо отражается на конечной стоимости. Есть люди бережливые, которые съездили, потом сделала легкое ТО тысяч на 100 рублей. Это всегда очень шокирует владельцев обычных автомобилей. Постоянно читаю в Фейсбуке плач о стоимости какого-нибудь топливного насоса, например, на Volvo XC 60 – смешно!

Офф-роуд по стоимости сопоставим с яхтингом. Это очень дорогой вид хобби. Если вы не готовы терять и финансы, и технику, то не стоит даже начинать. Детская любовь поездить по лужам пусть лучше и останется детской любовью, потому что ваш семейный бюджет в любом случае ощутит этот удар. Тем более, чем экстремальнее проект, тем больше шансов потерять свою машину. У нас даже в регламенте прописано, что каждый человек, который отправляется в экспедицию «Волок», должен быть морального и материально готов к утрате собственного автомобиля.

-8

- Даже после этого к вам все равно идут!?

- Идут. Я прекрасно понимаю, что многие из-за этого также и не идут. Но я реалист и отдаю себе отчет в том, что невозможно обеспечить полную безопасность на таком маршруте. Вот вам пример. Обычная история. Пару лет назад у нас человек засиделся у костра в «теплой» компании. Видимо, все-таки больше, чем нужно, принял спиртного и заснул прямо у огня. Проснулся о того, что языки пламени скакали по его ботинку. Спасли, потушили, но ожоги не позволили уже продолжить движение – экипаж на несколько дней был выключен из маршрута, потому что кто-то почему-то выпил лишние 50 граммов. Естественно, это всегда стресс, нарушение планов, поэтому мы всегда объясняем: ребята, мы вам подготовили маршрут, он будет хороший, красивый, но вы держите себя в руках. Мы прекрасно понимаем, что многие 3-4 месяца сидели в офисе и мечтали, как они в первый же день зажгут на природе: проедутся на одном колесе, плюхнутся в реку. Такие товарищи рискуют в первый же день «разложить» машину и вернуться домой на эвакуаторе. Таких случаев было много.

Бывало и так, что только в последний день прямо перед финишем «срывало башню» - завтра домой, уже можно себя не сдерживать… и первая же горная река смывает эту машину вниз по течению. Просто потому, что человек решил не искать брод.

В прошлом году у нас, например, был жуткий падеж Гелендвагенов. Один Гелик утопили полностью, утонул прямо с крышей.

-9

- В горной реке?

- Да. Водитель решил срезать маршрут.

- Сам решил?

- Ага. Оптимизировать! Многие же пользуются навигаторами, картами. Смотрят, что легенда идет крюком, а здесь есть срезка. Отлично! Бог с ним, что половодье. Оренбургская область, мосты все залиты водой. Жутко повезло, что человек не погиб. Его просто смыло с моста потоком воды в омут. Хорошо, что водитель попался опытный. Он догадался выбить люк в крыше.

- Выбивал люк?! А дверь открыть или стекло - не вариант?

- Там такое давление избыточное, что не получится. Это пугающие истории, но перед тем, как сделать самостоятельный шаг в сторону серьезного офф-роуда, нужно понимать, что с вами может это случиться.

P.S. Это интервью было записано в Музее техники Вадима Задорожного (г. Москва). Остальные фото и видеоматериалы взяты из социальных сетей и Youtube-канала Алексея Мочалова