Всем отличного, продуктивного Вторника! А чтобы он у меня был таким порадуйте меня оценками, комментариями и новыми подписками! Спасииибо :)
___________________________________________________
На пекинском рынке ЯбаоЛу в самом разгаре лето. Заглядывая на прилавки здешних торговых домов, я могу сказать, что будут носить белорусские модницы через пару месяцев. Сделать такой прогноз – пара пустяков, ведь именно в Китае закупаются в основном товары, которые потом продаются в Ждановичах, на «Динамо» и других вещевых рынках Беларуси. Один вопрос не дает покоя: дойдут ли все эти кофточки, сумочки и босоножки до белорусского потребителя?
Ответ не столь очевиден, как может показаться. Белорусских предпринимателей (будем называть их этим красивым словом) в Пекине не много.
- Откуда им взяться-то? – удивляется Виктор, совладелец транспортной компании. Он здесь уже более пяти лет, настоящий эксперт во всех вопросах, касающихся челночной торговли. – Рынок в Беларуси маленький, покупательная способность невысокая, а потому и белорусский челнок – понятие весьма специфическое. Это человек, который приезжает в Пекин, имея 10 тысяч долларов в кармане. Но, понимаешь, времена таких покупателей прошли. Например, каждый московский предприниматель закупает на ЯбаоЛу товара в среднем на полмиллиона долларов в месяц. У них здесь уже собственные склады, у многих – собственные транспортные компании. В Москве и по России – собственные магазины. Толковый предприниматель, который десять лет назад начинал с тех же 10 тысяч, сегодня имеет в обороте гораздо больше миллиона.
И Виктор не преувеличивает. Времена «дикой» челночной торговли остались в прошлом. Да и вообще назвать покупателя из Москвы «челноком» язык не поворачивается. Он уже давно не возит свои полмиллиона в черной сумке на талии – для переводов существуют банки. Практически каждая оптовая палатка на ЯбаоЛу имеет собственный банковский счет – перечисляйте. Так же работают и транспортные компании. Ведь купить товар – лишь полдела, важно его еще доставить и – еще важнее! – растаможить.
И вот здесь начинаются игры на грани фола, вернее, на грани законности. Практически весь привозимый из Поднебесной товар официальную таможню обходит стороной. Для оформления существует так называемая «серая» и «вьетнамская» таможня. Самый дешевый вариант – вьетнамский. Именно граждане из далекой азиатской страны создали хитроумную схему, позволяющую обходить российские препоны. Вьетнамская таможня – вариант не самый надежный, особенно в последнее время. Участившиеся «наезды» правоохранительных органов, похоже, вообще скоро положат ей конец.
Остается «серая» растаможка. Как действует эта схема – вам никто не объяснит: сия тайна охраняется покруче иных государственных секретов. Сдаете товар в Пекине на один из многочисленных складов, платите в среднем 7.5 долларов за кг и получаете товар в Москве. Вроде бы процедура таможенной очистки проведена успешно, но никаких удостоверяющих это документов на руки предпринимателям не выдают. А потому торговля этими товарами – то самое балансирование на грани.
Буквально на днях, например, многие пекинские газеты написали о таможенном рейде на одном из московских вещевых рынков, где китайской диаспоре принадлежало более 300 палаток. Пришли таможенники, попросили предъявить документы о таможенной очистке. Понятное дело, их ни у кого не оказалось. Весь товар (на сумму, превышающую полмиллиона долларов, между прочим) был изъят. Любопытный факт: у торговавших на том же рынке лиц славянской наружности документов не требовали. Но это лишь до поры до времени, убеждают мои пекинские собеседники.
- Российская таможня принялась наводить порядок, - говорит Наталья, хозяйка магазина на ЯбаоЛу, торгующего сумками. – Мол, платите пошлину официально, получайте необходимые бумаги и спокойно торгуйте. Но люди не хотят, потому что боятся. Причем боятся не пошлины и растаможки, там ставки, в принципе, вполне подъемные, а того, что деньги окажутся «засвеченными». Налоги – вот самый больной вопрос. Если бы существовала четкая шкала, сколько платить с оборота, мы бы платили, и все было бы нормально. Ты думаешь, нам интересно постоянно скрываться и нарушать закон? Зачем нам это надо? Мы тоже – за цивилизованную торговлю. Но ведь налог на прибыль непонятно по каким принципам высчитывается! Сейчас челноки берут не накруткой на первоначальную стоимость товара, эти времена прошли, сейчас доходы – за счет оборота.
Сами предприниматели (на условия анонимности и под рюмочку водки с икоркой они вполне откровенны) утверждают: слухи об их бешеных доходах – сильно преувеличены. Еще два-три года назад прибыль действительно была и под 100%. Сегодня бизнес ведется из расчета 10% прибыли, как о чем-то заоблачном мечтают о 30%, больше – не бывает. Для любой «цивилизованной» страны такая ставка прибыли – очень высокая. На Западе работают на 2-3%, максимум – на 5%.
- Один знакомый московский предприниматель каждый день около 100 пар обуви отправляет. Если меньше – будет невыгодно, прогорит, - утверждает Виктор.
А что же родная Беларусь?
- Вот увидишь, все придет к тому, что через год-два челноков из вашей страны в Пекине вообще не будет. Зачем? Все будут покупать в Москве. Во-первых, проще: далеко ехать не надо. Во-вторых, удобнее: проще перевезти и оформить товар из России, чем отсюда. Тем более что через пару лет, я уверен, торговля станет вполне официальной. Да и Прибалтика, через которую белорусы частенько перевозили свой товар, закрылась.
Действительно, стремление вступить в ЕС обернулось неожиданными последствиями для челноков из Литвы и Латвии. Доставка и растаможка в Клайпеде, Шяуляе и Риге (самые популярные места приземления грузовых самолетов из Китая) теперь стоит в два раза дороже московской – 15 долларов за килограмм. Но это даже полбеды. Проблема еще и в том, что членство в ЕС ограничило возможности выбора. Теперь литовский челнок не может купить на ЯбаоЛу спортивные костюмы якобы Adidas или Nike, а потом с пеной у рта заверять покупателя, что они – настоящие. Потому что европейские законы такие «выверты» категорически запрещают. Так чтов Литве и Латвии вещи с фирменными наклейками, действительно фирменными. Правда, и стоят они соответственно.
Виктор рассказал, как работают с таким товаром челноки из Израиля. Не удивляйтесь, ездят на ЯбаолУ и они. Между прочим, здесь встречаются челноки даже из Великобритании. Про поляков я просто не говорю – достаточно сказать, что ныне «русский» ЯбаоЛу начинался лет 15 назад как «польский рынок». Конечно, израильские челноки – в основном, из бывших наших, украинцев да русских (белорусов, по моим сведениям, среди них замечено не было). Так вот, в Израиле проблемы и с налогами на оборот и прибыль, и с таможней давно решены. Официально зарегистрированные частные предприниматели там предпочитают государство не обманывать, а действовать законным путем – как говорится, себе дороже. А потому в работе с израильскими клиентами есть своя специфика. Нанимают китайцев, которые к каждой купленной на ЯбаоЛу вещичке пришивают бирку – «Сделано в Китае. Состав такой-то, ухаживать за изделием так-то». Все соответствует действительности, ни к чему не подкопаешься. Ввозят в Израиль китайский товар только с такими этикетками. Много вы видели таких бирок на «Динамо»? В том-то и дело, что 90% вещей, выдаваемых за польские, итальянские или испанские, производятся в Китае и закупаются на ЯбаоЛу. Об этом я знаю совершенно точно.
В одном «крутом» гомельском магазине наткнулась на сумки, которые продает та самая знакомая Наталья. Причем сумки у нее – кожаные, отличного качества, торговая марка зарегистрирована в России и Гонконге (это, кстати, к новому уровню не только челноков, но и производителей). Так вот, в Гомеле эти сумки выдавались за российско-итальянские! По цене в два с половиной раза выше, чем в Пекине. И только после того, как я показала хозяевам свою – той же марки, но, теперь и вы знаете, где произведенную, они нехотя признались: «Ну, мы же не знали, что вы из Китая». Когда я рассказала об этом эпизоде Наталье, она просто засмеялась: «А в Москве вообще говорят, что это – чистая Италия! Мы привыкли».
Но, в принципе, не о тяжелой доле белорусских и иных челноков мой материал. Если ежегодно количество авиаперевозок из Китая возрастет на 13%, значит, заниматься этим бизнесом по-прежнему выгодно. Мнения предпринимателей по поводу попыток российских властей «навести порядок» разошлись. Наталья говорит: «Хорошо бы это действительно был порядок. Ведь сегодня практически все транспортные самолеты летят в Москву, а уже оттуда прошедший «серую» таможню товар развозится по регионам. То есть и время теряется, и вещи дорожают. Пусть бы все было официально и удобно, нам это выгодно».
- Официальная торговля и таможня? Если это произойдет, российские грузовые самолеты прекратят летать сюда максимум через три месяца. А может быть, и раньше. В Китае сегодня создана мощная авиатранспортная компания, под грузовые переделаны самолеты «Боинг-747». Если бы китайцы могли делать «серую» растаможку такому гиганту, нас бы на рынке уже не было. Пока спасает то, что наши самолеты меньше, так что растаможить «по-серому» проще. Я надеюсь, что порядок в этом деле не наведут вообще, или наведут не скоро. Почему? Мне это не выгодно – придется закрывать бизнес. Но это плохо не только для таких, как я, это крайне невыгодно и российским авиационным властям. Китай для российской транспортной авиации – золотое дно. И они держаться за этот рынок крепко. Вспомни, несколько лет назад сюда летали белорусские самолеты, и вся «серая» растаможка была в Минске. Товар по России расходился именно оттуда. Но россияне конкурентов с рынка выдавили, поэтому и челноки белорусские как класс практически исчезли.