Найти в Дзене
tata_aistova

Топ-100 самых крутых советских актрис. Часть 4.

Оглавление

Предыдущая часть тут.

89. Изольда Извицкая

Извицкая - одна из самых красивых актрис советского кино, и, наверное, одна из самых несчастных.

В 1950 году поступила во ВГИК на курс Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Окончила ВГИК в 1955 году. В кино дебютировала ещё в 1954-м, в маленькой роли Настеньки, в фильме "Богатырь идёт в Марто".

-2

НАстоящая слава пришла к ней после фильма Григория Чухрая "Сорок первый". Помнится, этот фильм вынес мне мозг.
Извицкая играет Марютку, бойца отряда красноармейцев, которые чешут по пустыне то ли от белых, то ли за белыми. Все умирают от жажды, но между делом захватывают белогвардейского поручика Говоруху-Отрока (это фамилиё такое, зовут Вадим, играет Олег Стриженов). Потом пытаются вернуться к своим (через пустыню, без воды, ага). Наконец, они выходят к побережью Аральского моря, где Мария, Вадим и несколько бойцов берут лодку, чтобы достичь большой земли. Все красноармейцы гибнут во время шторма, а Мария с поручиком оказываются выброшены одни на остров. Естественно, пока они там ищут убежище, еду и прочие плюшки для выживания, влюбляются друг в друга и впереди маячит светлое будущее. Когда к острову приближается судно, они первоначально думают, что это возвращаются рыбаки. Поняв, что на судне белогвардейцы, поручик бросается к берегу, но Мария, которой был дан приказ не сдавать поручика живым, стреляет Вадику в спину. Это сорок первый убитый ею белогвардеец.
(Всё, больше так много букв сразу не будет)
Теперь, внимание! На Х Международном кинофестивале в Каннах фильму присуждён Специальный приз жюри «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику».

ГУМАНИЗМ

и

РОМАНТИКУ!

Ржу.

-3

Потом было весьма миленькое, советское "роуд-муви" "К Чёрному морю". Уже без пленных белогвардейцев, про море, КРым и то, как женщина училась водить машину.

-4

Важным фильмом в биографии Извицкой стал "Армагеддон". Да-да, в СССР его сняли ещё в 1961 году и он стал частью антирелигиозной кампании, развязанной государством. Героиня Извицкой, Наталица, член секты иеговистов, везде таскается с куклой, которую ей подарил жених (Эдуард Бредун) и в конце всё плохо.
Фильм дурацкий (потому что ну не так надо антирелигиозные фильмы снимать), но для Извицкой он стал судьбоносным.

-5

Видимо, на съёмках "Армагеддона" Изольда и сблизилась с Бредуном, за которого вышла замуж. После этого её актёрская карьера (и жизнь тоже) покатилась куда-то в ужасное и зловонное небытие. Бредун истерил и был алканавтом. Требовал, чтобы жена упрашивала режиссёров взять его в тот же фильм, где снималась она. В итоге, последним фильмом в карьере Извицкой стал "Каждый вечер в одиннадцать" 1969-го года.

-6

Судя по всему, она начала пить вместе с мужем, а в январе 1971-го он от неё ушёл. Финал ужасен. 1 марта 1971-го Извицкая умерла от длительного голодания, сопровождаемого хроническим алкоголизмом. В 38, матьего, лет.

88. Лариса Удовиченко

Лариса Удовиченко долгое время была для меня только Дашей, простигоссподи, Васильевой, любительницей частного сыска. Потом ещё Манькой-облигацией. А между тем, на её счету сейчас - 118 фильмов. Правда, в последние годы это больше сериалы беспонтовые, но славного прошлого они не отменяют.

-7

Лариса дебютировала в кино ещё в 1970-м, в короткометражке "Счастливый Кукушкин", но первая серьёзная роль случилась только в 1974-м, в фильме Сергея Герасимова "Дочки-матери". 19летняя Удовиченко сыграла Галю, пафосную девицу, дочь интеллигентных родителей. Довольно тяжёлый фильм. Хороший, но не тянет пересмотреть.

-8

В 1977 Лариса сыграла в популярнейшем советском детективе "Золотая мина". Её героиня - лейтенант Татьяна Лебедева, молоденькая практикантка. Фильм классный, советские детективы вообще частенько были очень удачными.

-9

В 1979 случилось сразу два звёздных фильма. Первый - экранизация оперетты "Летучая мышь". Лариса сыграла Адель, служанку баронессы Розалинды Айзенштайн (Людмила Максакова). Адель и баронесса хотят проучить мужа-барона, за то, что он гад и врёт жене. Адель и становится для этого главным оружием.

-10

И, конечно, "Место встречи изменить нельзя". В этом фильме вообще феерично подобраны все бандиты и уголовники (кроме, ИМХО, Горбатого, у Джигарханяна на лице написано мамино интеллигентское воспитание, с музыкалками и театром по субботам). Манька - это фейерверк. Это лучшая роль Удовиченко, за неё все грехи простить можно.

-11

В 1985-м Удовиченко сыграла не главную, но яркую роль сотрудницы чертёжного бюро (или что это там у них было?) в "Самой обаятельной и привлекательной". Красивая, немного туповатая дама, на понтах, как сейчас бы сказали.

-12

И, конечно, эта банда из "Зимней вишни". Не люблю этот фильм изо всех сил, но Русланова и Удовиченко там прекрасны. Её героиня Валя тоже, надо сказать, не самого большого ума. Встречается с хоккеистом, которому тоже голову шайбой отбили. Короче, Русланова - самая адекватная.

-13

Сейчас Лариса Ивановна здравствует, прекрасно выглядит, снимается в сериальчиках и является академиком российской национальной кинематографической премии "Ника".

87. Янина Жеймо

Уйдём немножечко в седую древность.
Янина Болеславовна Жеймо родилась в 1909-м году, в городе Волковыск (ныне Гродненская область, Белоруссия) в семье цирковых артистов. Её отец Йозеф Болеслав Жеймо был поляком, мать — русской. С трёхлетнего возраста выступала в цирке — наездницей, гимнасткой, балериной и музыкальным эксцентриком.

-14

В кино начала сниматься с 1925-года. К сожалению, самый первый её фильм "Мишки против Юденича" до наших дней не сохранился. Там она сыграла эпизодическую роль мальчишки. По воспоминаниям её дочери, после просмотра отснятой ленты шестнадцатилетняя актриса так не понравилась себе на экране, что впала в отчаяние. «Она ехала домой на трамвае и плакала, а кондуктор спросил ее: „Девочка, что ты так плачешь, у тебя кто-то умер?“. Она сказала: „Да. Я“. То есть она считала, что как актриса она уже умерла».
Зато следующий фильм "Чёртово колесо" 1926-го года очень даже сохранился. Там можно найти вот такие, криповатые немного, кадры.

-15

К 1934-му году за плечами 25-летней Жеймо было уже 15 фильмов, когда ей предложили сыграть маленькую школьницу, которая вечно опаздывает на уроки. Об этом фильме тоже есть воспоминание дочери Жеймо:
"Принимая очередное приглашение сыграть ребенка, мама всегда проверяла, примут ли ее дети за свою. Например, перед съемками фильма «Разбудите Леночку» она вырядилась в одежду своей 12-летней сестры и отправилась в парк играть с мальчишками в лапту. Пацаны не только поверили, что перед ними ровесница, но и в конце концов отмутузили её за несколько неудачных подач. А садовница, которая отбила маму у драчунов, утерла ей нос и сказала и строго сказала: «Марш домой. И не вздумай реветь».

-16

Этот фильм стал настолько популярен, что через несколько лет сняли продолжение: "Леночка и виноград". В нём Леночка помогает прижучить вора, который подтыривает виноград из совхозного сада.

-17

В 1934-м Янина снимается в фильме "Горячие денёчки". Она сыграла Кику, подругу героини Татьяны Окуневской, которую этот фильм и прославил.

-18

Другая этапная картина - "ПОдруги". Подруги детства Зоя, Наташа и Ася живут в Петрограде. До начала Гражданской войны юные героини осознают социальную несправедливость жизни. Когда начинается война, девушки записываются санитарками рабочего отряда, чтобы защитить большевистский Петроград от наступления белых.
Янина сыграла Асю, для неё это была уже 17-я, по счёту картина, а вот для исполнительницы роли ЗОи стала первым звёздным часом. Зою сыграла тёзка героини - молоденькая Зоя Фёдорова, ещё не знавшая о своей тяжёлой судьбе. Впрочем, об этом позже.

-19

В 1941-м году вышла короткометражка, с которой я познакомилась буквально недавно. Совершенная прелесть, называется "Приключения Корзинкиной". Корзинкина — молодая бойкая кассирша на «городском вокзале небольшого города», всегда готовая любому прийти на помощь делом и советом. В небольшой хронометраж втиснута куча разных ситуаций и смешных гэгов.

-20

В 1947-м году вышел фильм "Золушка", который и оставил Янину Жеймо в кинематографической вечности. На тот момент ей было 37, тогда как её героине - 16, столько же, сколько её дочери.
Возраст выдавали только руки Янины. Поэтому на крупном плане их закрывали тенью, как на этом кадре.

-21

В одном из своих постов в ЖЖ Стас Садальский однажды рассказал о "жеймовочке". Жеймовочкой называли маленькую скамейку, на которую Янине приходилось вставать, чтобы дотянуться до микрофона в студии звукозаписи на радио. Рост Жеймо был 148 см, размер ноги почти сказочный – 31-й, так что хрустальную туфельку для ее Золушки изготовили по-настоящему крошечной. Кстати, вот она.

-22

Несколько фактов о Янине Жеймо:

- Дочь Янины звали Янина Костричкина, она работала переводчиком к русскоязычным версиям дублированных фильмов.
- Внучка тоже звали Янина Костричкина.
- и правнучку тоже зовут Янина Костричкина
- правнуки Александр и Алексей Костричкины (эх!), знаменитые актёры озвучивания и дубляжа.

И напоминаю, что

у меня есть группа вконтакте "Портфель Юрия Деточкина". В этой группе я буду сильно любить советское кино и призываю вас присоединяться. Её формат - дух советских фильмов в нескольких кадрах. Надеюсь, что вам понравится.