Найти тему
Русский мир.ru

В этот день в Севастополе были затоплены корабли

11 сентября 1854 года для заграждения входа в Севастопольскую бухту были затоплены семь кораблей. Началась первая оборона Севастополя.

Фото: Александр Бурый

К началу крымской кампании Восточная война длилась почти год, с октября 1853 года. Российская империя противостояла коалиции, в которую входили Британская, Французская, Османская империи, а также Сардинское королевство. Целью Российской империи было отделение балканских владений Османской империи, целью коалиции — вытеснение России из Закавказья, с черноморского побережья, а также из Северной Америки, ослабление позиций в Средней Азии.

Боевые действия шли на огромной территории, от Дуная и Черного моря до Баренцева, Белого морей, Камчатки и Курил. В конце августа 1854 года англичане и французы атаковали Петропавловск-Камчатский (читайте материал Василия Голованова "Петропавловская оборона", опубликованный в журнале "Русский мир.ru" за август 2018 года).

Затопление судов Черноморского флота на севастопольском рейде 11 сентября 1854 года. Автор: И. Прянишников
Затопление судов Черноморского флота на севастопольском рейде 11 сентября 1854 года. Автор: И. Прянишников

Севастополь, основанный в 1783 году, к середине XIX века был неплохо укреплен с моря. Однако оборона с суши была крайне осложнена рельефом: бухты разбивают город на части, для защиты каждой из которых требуется большое количество войск. Оперативная переброска сил с одного участка на другой также затруднена.

Черноморский флот России в 1854 году состоял из 14 линейных парусных кораблей, 6 фрегатов и 6 пароходо-фрегатов. Летом к Севастополю подошел флот коалиции, в состав которого входили 34 линейных корабля и 55 фрегатов. На стороне интервентов было не только преимущество в количестве кораблей, но и превосходство в качестве: большинство фрегатов были маневренными, с паровыми машинами. В августе из Варны в сторону Крыма отправился десантный флот коалиции из 300 кораблей. Численность войск коалиции в Крыму составила 60 тысяч человек, армия защитников насчитывала 35 тысяч.

Схема затопления кораблей в Севастопольской бухте
Схема затопления кораблей в Севастопольской бухте

Целесообразность решения затопить флот на входе в Севастопольскую бухту обсуждается историками и экспертами до сих пор. Идея принадлежала морскому министру, командующему сухопутными войсками в Крыму князю Александру Меншикову. Командующий флотом адмирал Владимир Корнилов был настроен дать генеральное морское сражение с целью победить флот коалиции или погибнуть, но затем согласился с необходимостью заблокировать вход в бухту.

11 сентября на траверзе Константиновской и Александровской батарей стали на дно корабли "Варна", "Силистрия", "Селафаил", "Три святителя", "Уриил". И два фрегата: "Сизополь" и "Флора". Осенью и весной, после того как шторма разбивали защитную линию, было затоплено еще несколько судов. В результате две линии из 16 кораблей сделали движение неприятеля в Севастопольской бухте невозможным.

Затопление кораблей Черноморского флота на севастопольском рейде 11 сентября 1854 года. Автор: И. Владимиров
Затопление кораблей Черноморского флота на севастопольском рейде 11 сентября 1854 года. Автор: И. Владимиров

Экипажи затопленных кораблей отправились защищать город на бастионах, давая имена своих судов вновь возводимым укреплениям. Так появились в истории Чесменский, Ростиславский, Язоновский и другие редуты, названные в честь экипажей кораблей, которые их строили и защищали.

Спор о том, можно ли было обойтись без затопления судов, рассудит слово неприятеля. "Если бы русские не заградили вход в Севастопольскую бухту, затопив пять своих кораблей и два фрегата, я не сомневаюсь, что союзный флот после первого же выдержанного им огня проник бы туда с успехом и вступил бы из глубины бухты в сообщение со своими армиями", — писал командовавший французским флотом вице-адмирал Гамелен.

Через месяц, 17 октября, началась героическая оборона Севастополя, которая длилась 349 дней. В 1905 году, к 50-летию ее окончания, по проекту скульптора академика А.Г. Адамсона, архитектора В.А. Фельдмана и военного инженера Ф.О. Энберга был построен Памятник затопленным кораблям. Монумент стал символом Севастополя.