10 сентября состоялось заседание российского «оскаровского» комитета под руководством Владимира Меньшова, на котором собравшиеся большинством голосов решили, что сосикателем премии Американской киноакадемии «Оскар» станет режиссёрский дебют Константина Хабенского «Собибор». За эту честь также боролись «Довлатов» Германа-младшего и «Лето» Серебренникова.
- В шорт-листе было только три картины. Но изначально мы рассматривали длинный список. У каждого из нас своё мнение. Очевидно одно, что безусловного лидера в этом году нет. Большинством голосов победил «Собибор». Все знают, кто и за какой фильм голосовал, так что голосование открытое по факту, - рассказал журналистам «Московского комсомольца» продюсер и член российского «оскаровского» комитета Евгений Гиндилис.
Журналисты пожаловались продюсеру, что всякий раз к «оскаровскому» комитету возникает много вопросов из-за того, что «всё хранится в тайне и разъяснений не получить».
- У нас тоже масса вопросов, и регламент требует уточнения. Ясно, что процесс должен быть организована так, чтобы работа нашего комитета была прозрачной не только для нас самих, но и для сторонних наблюдателей, - парировал он.
Художественный фильм «Собибор» рассказывает о восстании в нацистском лагере смерти. В его основе - реальные событиях времён Второй Мировой войны. Идея проекта принадлежит министру культуры РФ Владимиру Мединскому. Сам Хабенский сыграл лейтенанта Советской армии Александра Печёрского, который и организовал восстание и побег заключённых.
Оригинал новости: https://www.mk.ru/culture/2018/09/10/uchastnik-golosovaniya-o-vydvizhenii-sobibora-na-oskar-u-nas-massa-voprosov.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Как по мне, «Собибор» - весьма странное решение отечественного «оскаровского» комитета. Последний фильм, достойно представленный нашей страной на «Оскаре» - «Москва слезам не верит» 1979 года за режиссурой того же Владимира Меньшова. «Утомлённые солнцем» Никиты Михалкова, известного под псевдонимом Бесогон, как мне кажется, взяли награду не за художественные достоинства, а по политическим причинам. В те годы считалось модным говорить о временах правления Иосифа Сталина исключительно в негативном контексте. Сейчас эта тенденция заметно снизилась, но иногда из отдельных рупоров всё-таки доносятся голоса тех, кто знает «правду» о тех временах.
Во всех трёх картинах, участвовавших в голосовании, фигурирует зловещий СССР: в «Довлатове» чиновники брежневского «застоя» запрещают молодому ленинградскому писателю публиковаться, называя автора пессимистом; во втором молодые ленинградские музыканты начала восьмидесятых годов прошлого века вопреки начальству (а как иначе то?) организует рок-клуб, в котором свои первые профессиональные шаги делает Виктор Цой; в третьем советский офицер Александр Печёрский, попав в немецкий концлагерь за свою национальность (он был евреем, если что), организует побег из настоящего «ада на земле». Все три фильма так или иначе говорят о «тоталитарном Совке» негативно: то соседи по коммуналке не признают гения, то начальство рок-клуба не пропускает песню за «простоту текста», то режиссёр в интервью говорит, что его персонаж превращается из советского человека в «человека нормального», у которого чуть ли не крылья за спиной вырастают. Выходит, что «Собибор» был выбран по принципу «от противного», поскольку в нём меньше всего говорят об СССР вообще.
Знатоки кино наверняка знают о том, что есть британский телевизионный фильм «Побег из Собибора» 1987 года, в котором роль Александра Печёрского исполнил голландец Рутгер Хауэр. Были те, кто, посмотрев оба фильма, сочли отечественную интерпретацию неудачной. О том, по каким показателям британский фильм выигрывает у российского, рассказывает Мятежник Джек в своём обзоре-сравнении на эти фильмы: https://www.youtube.com/watch?v=lTWatVi2Bk8
От себя же скажу следующее. Фильм Хабенского я пока что не смотрел, поэтому не могу судить о нём, а вот два остальных – «Лето» и «Довлатова» - смотрел в кино и даже писал на них рецензии. Желающие могут ознакомиться.
Рецензия на фильм «Довлатов»: https://zen.yandex.ru/media/id/5b4913c2a9563500a96cc608/pro-hudojestvennyi-film-dovlatov-2018--5b4b37519ac46800a6693a2f?from=channel
Рецензия на фильм «Лето»: https://zen.yandex.ru/media/id/5b4913c2a9563500a96cc608/pro-hudojestvennyi-film-leto-2018--5b4b327d601a5300a8ee621e?from=channel