Найти тему

60. Навыки счастья (Soft Skills). Контроль личных границ.

Мы обсудили уже 2 навыка первого уровня на двух первых линиях развития (Ф1 и К1). Надеюсь вы уже в целом получили представление о матанавыках их аспектах и особенностях формирования. Сегодня мы начнем рассматривать навыки второго уровня развития. Навыки второго уровня на всех базовых линиях требуются для преодоления второго кризиса развития – кризиса социализации и, соответственно, связаны с актуализацией второй линии развития – линии развития навыков коммуникации и взаимодействия. На физическом уровне навыки коммуникации проявляются в способности человека контролировать свои границы - умении защищать свое «внутреннее» пространство от насильственного проникновения с одной стороны, и открывать его для проявления близости с другими. И то и другое является необходимым для адаптации человека к существованию в группе и персональным отношениям.

Ребенок рождается без сформированного понимания собственных границ, он находится в единстве с матерью, и на первом этапе полностью зависит от окружающих, находится в слиянии с миром и при этом абсолютно беззащитен от внешних воздействий. В его сознании не существует отличия себя и окружающего мира. Первая задача ребенка осознание (созидание) окружающего мира, отдельного от него самого - выделение себя (субъекта) из этого мира и опознавание других субъектов как самостоятельных личностей. При этом важнейшим шагом этого разделения является формирование и осознание личных границ, и умение их контролировать, а если нужно и защищать (мужская составляющая метанавыка). А с другой стороны у ребенка должны резвится навыки понимания персональных границ других людей, уважение к этим границам, способность не проникать в личное пространство окружающих без наличия их согласия. Также очень важно сохранение способности открыться навстречу другому человеку, дать возможность войти другому в свое личное пространство в ситуациях, которые требуют тесного взаимодействия и близости (женская составляющая).

Можно выделить два типа отклонений от гармоничного сочетания мужской и женской составляющих навыка. В первом случае человек не чувствует и не осознает собственных границ, не способен защищать свою целостность, отстаивать собственные интересы, позволяет другим манипулировать собой и, в пределе, становится беззащитным от внешней агрессии. Человек перестает принадлежать сам себе и утрачивает не только внутреннюю свободу, но и может становиться прямым объектом физического насилия. Такое качество человека даже получило отдельное название - викстимность (от лат. victima — жертва).

Во-втором случае, при недоразвитом женском аспекте этого навыка, человек, не осознающий и не уважающий границ других людей, подчиняющий их своей воле и желаниям утрачивает способность конструктивного взаимодействия и взаимоуважения. Человек склонный к игнорированию границ других людей становится излишне агрессивным не способным к формированию теплых близких отношений. Человек находящий в состоянии гипертрофированной защиты, воспринимающий окружающий мир как агрессивную среду утрачивает способность снимать защиту и открываться. Но потребность в том, чтобы открыться другому человеку – это такая же естественная потребность, как и контроль собственных границ. Для создания по-настоящему близких доверительных отношений, данная способность совершенно необходима - в интимных отношениях, для создания устойчивых доверительных семейных или просто дружеских отношений. Необходимо научится тонко балансировать способность к контролю границ - не допущению нежелательного проникновения в личное пространство нежелательных людей и способности открывать это пространство в ситуациях близости и демонстрации доверия. Психологическая характеристика описывающая умение поддерживать это состояние баланса получило в психологии название ассертивность или ассертивное поведение.

Википедия дает вот такое определение Ассертивности — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Ассертивный человек не склонен, с одной стороны, выступать в роли жертвы и быть зависимым от кого-то, а с другой стороны, он не склонен к агрессивному поведению. Его отношения с окружающими реализуется в режиме взаимоуважения и партнерства.

Развитые навыки группы Ф2 хорошо иллюстрируются принципами ассертивного поведения:

· Принятие на себя полной ответственности за собственное поведение. Ассертивная личность полностью ответственна за своё собственное поведение и никогда не обвиняет других людей за их реакцию на свое поведение.

· Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то никто не будет уважать вас, с другой стороны, человек не проявляющий уважение к другим не заслуживает уважения.

· Открытая коммуникация. Под этим подразумевается — честность, открытость, прямота в разговоре и уважение эмоционального состояния партнера. Умение сообщить что вы думаете или чувствуете, не расстраивая при этом своего партнёра по общению.

· Демонстрация уверенности и позитивной установки. Уверенность в себе подразумевает самоуважение, знание и демонстрацию того, что вы профессиональны и уверенны в решении тех или иных вопросов.

· Умение внимательно слушать и понимать. Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека. Мы оперируем фактами, а не предположениями, не торопимся формулировать свою точку зрения, а обстоятельно изучаем все мнения и аргументы.

· Склонность и способность к компромиссу. Мы готовы менять свою позицию если у нас возникают разумные контраргументы для принятия адекватного решения.

Конечно же навык ассертивности является комплексным и как любой метанавык при переходе на более высокие уровни требует развития всех видов интеллекта (принцип голографичности развития метанавыков).

В течении жизни и развития этот навык так же должен непрерывно усовершенствоваться. По мере повышения уровня коммитмента человек может попадать во все более сложные жизненные ситуации, в которых отстаивать свою независимую позицию становится все сложнее. Если для преодоления кризиса социализации ребенку достаточно научиться разрешать простейшие коммуникационные конфликты и отставить свою позицию в среде своих сверстников. То по мере развития потребуется учиться взаимодействовать в более сложных ситуациях и возможно, с более агрессивной средой - участвовать в конфликтах преследующих существенные интересы в профессиональной среде, отстаивать свою позицию во взаимодействии с группами людей, участвовать в сложных переговорах, потребуется участвовать в социальных конфликтах, возможно возникнет необходимость осваивать навыки самообороны для взаимодействия с откровенно агрессивной средой. То же касается и большей потребности в уважении к границам других и в формировании состояния открытости. По мере повышения уровня коммитмента человеку требуется все более тонкое понимание своих границ и границ своих партнеров и соперников и все более тонкая балансировка во взаимодействии. Экспертный уровень владения навыками этой группы демонстрируют специалисты по самообороне, профессиональные переговорщики, консультанты психологи и специалисты в области телесно-ориентированной психотерапии. Чем выше уровень руководителя, тем в большей степени ему необходимо владеть навыками данной группы во все более совершенной степени.

В следующей статье мы кратко рассмотрим конкретные техники развития этого метанавыка, и предложим способ экспресс оценки уровня его развития.

Гриша Сотников. 10.09.2018.