Вспоминали тут советский фильм «Ярославна — королева Франции», а потом ещё «Айвенго», «Стрелы Робин Гуда», ещё до кучи всяких «Гардемаринов». Опять же — боевики-истерны о Гражданской войне, шпионские детективы, ретро-комедии, вроде «Небесных ласточек». Именно это приходит на память, когда ностальгируем по советскому детству. Эстрадные номера — молодую Аллу Пугачёву, кабачок «13 стульев», сатирические миниатюры из «Вокруг смеха».
Подумалось: какого фига советский Агитпроп не транслировал всё это в достаточном количестве? Нет, я понимаю, тогдашние СМИ не были развлекательными, но — дидактико-просветительскими. Однако же «Ярославна» и «Айвенго» сделали для привлечения внимания к истории куда как больше, чем унылая нуднятина — зато убойно-правильная, по линеечке созданная. Опять же «Белое солнце пустыни», «Адъютант...» и «Неуловимые» создавали потрясающий романтический ореол вокруг ...советской власти. Это являлось реальным воздействием на умы.
Через хорошо сделанную «попсу» - в широком смысле этого слова — можно пропагандировать всё, что угодно — и большевизм, в том числе. Но нет. «Неуловимых» показывали редко — чаще тягомотину с «руководящей ролью партии». Да, идеологически-выверенные «Пираты XX века» были гораздо сильнее по части воздействия на умы, чем все выпуски «Международной панорамы». В своё время я писала, что Перестройка случилась из-за ...упаковки — всем захотелось блескучих обёрток и зелёно-малиновых колгот. Но упаковка — полдела.
Ибо хотелось ещё и содержания — не очередной производственной саги на 4 вечера — про бетономешалку и прораба, который борется за перевыполнение плана, а заодно и с перестраховщиком-боссом, а — наполненного музыкой и ветром приключения. Своего, советского. Но — приключения. Пусть бы оно было хоть сто раз — политически окрашенным. Вспомните «Не бойся я с тобой!» - там одно только каратэ чего стоит, не говоря уже о музыке и динамике.
Те, кто нынче тоскуют об СССР, часто ударяются в старческое убожество (вот иначе и не скажу), принимаясь тосковать о «добрых и чистых», а по сути — серых кинофильмах, у которых даже нет ни одного сколько-нибудь запоминающегося названия. Тотальный дождь на фоне безликости. Смешно и тупо выглядят стенания о передачах «Сельский час» (для тружеников села) и «Музыкальный киоск» (заумно о такой же правильной музыке).
Не врите себе — вы вспоминаете Петрова и Васечкина, Электроника и Сыроежкина, Алису и Колю Герасимова. Людмилу Гурченко в перьях. Калягина в шляпке тётушки Чарли. Хоботова, просвещающего Людочку насчёт Камоэнса. Штирлица. Глеба Жеглова. Ипполита в ванной. Но не вот эти «суровые будни», которыми тогда заполняли большинство вечеров. Конечно, бесполезно сейчас, после двадцати пяти постсоветской жизни, задавать риторический вопрос: «Какого хрена не снимали забойно-крутого — побольше???»
Но какого ...этого самого нынешние поборники советского благообразия приводят в пример фильмы, которые в СССР никто не смотрел? Даже фоном. Под эти фильмы кемарили, разве что. И мечтали о западной жизни, где полным-полно кино про ковбоев, пиратов и красоток. И никаких многосерийных мелодрам о лесопилке и новостройке в чавкающей пойме. Потому и проиграли, увлекшись «целомудренными» сюжетами. И — понеслись в видеосалон, за Рембо.
Зина Корзина (с)