Найти тему
K-INO.RU: IN K-INO VERITAS

Возвращение. Андрей Звягинцев. Лекция Филиппа Филатова.

Карина Мартазинова: Сегодня мы смотрим фильм «Возвращение» — первый фильм Андрея Звягинцева. В этом году фильму исполнилось 15 лет. 15 лет с тех пор, как он взял награду на Венецианском кинофестивале. Наш лектор сегодня — Филипп Филатов. Всем приятного вечера!

Филипп Филатов: Дорогие друзья! Хочу пожелать вам приятного просмотра. И чтобы этот вечер был запоминающимся и познавательным. Надеюсь, что после фильма состоится увлекательная дискуссия, и выскажется как можно больше присутствующих.

На мой взгляд, фильм Звягинцева, его блистательный и нашумевший кинодебют — произведение полемическое. Оно побуждает нас размышлять и спорить. Спорить не только о самом фильме и его содержании, но и о контексте, о том, какую тему с помощью самых разнообразных средств поднимает режиссёр. Сложную, вечную тему взаимоотношений между поколениями.

Филипп Филатов
Филипп Филатов

Фильм вышел в 2003 году, и практически одновременно с этим кинодебютом другой выдающийся российский режиссёр, Александр Сокуров снял киноленту «Отец и сын». Она тоже прогремела в Европе, была резонансной и вызвала скандальные обсуждения. Два фильма о непростых отношениях отцов и детей. Тема очень сложная и актуальная для русской культуры. Мы помним её со школьной программы — название произведения Тургенева «Отцы и дети» со школьной скамьи остаётся у нас в памяти. И она превратилось в некий штамп. На мой взгляд, Звягинцев и Сокуров, сняв фильмы почти одновременно на эту тематику, наполнили её новым смыслом и продолжили эту тему в русской культуре.

Кадр из фильма «Отец и сын»
Кадр из фильма «Отец и сын»

Чем интересен фильм? Во-первых, если говорить об истории кинематографа, это потрясающий кинодебют. До этого Звягинцев работал в театре актёром. Он закончил актёрский факультет ГИТИСа. Работал в рекламе, а также снял несколько серий в телесериале «Чёрная комната». Как вы понимаете, всё это достаточно далеко от большого кино и от артхауса. Но уже его первый фильм получил «Золотого льва» — крупнейшую награду на кинофестивале в Венеции. К этой кинонаграде, так же как, например, к премии «Давид ди Донателло», кинорежиссёры мирового уровня идут на протяжении всей жизни. Очень часто эта награда венчает успешную режиссёрскую кинокарьеру. А Звягинцев начал с такого масштабного приза.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram (kinoru61 — https://t.me/kinoru61) или WhatsApp (https://chat.whatsapp.com/9VuOoTU159DIRnw4cHTGd5)
Читайте обсуждение после просмотра «Возвращения» с Филиппом Филатовым.

Этот фильм очень интересен, потому что его снял не режиссёр. В истории кинематографа мы знаем такие случаи, когда в большое кино приходят не со стороны режиссуры. Например, Клод Шаброль не имел режиссёрского образования. Звягинцев сам говорил о том, что он учился в московском Музее кино, в котором, как в парижской синематеке, показывались шедевры мирового кинематографа. То есть он попробовал себя в театре, попробовал себя в рекламе и, вдохновившись такими шедеврами, как фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского, стремительно вошёл в артхаус. И состоялся в нём сразу же, получив мировое признание.

-4

Звягинцев родился в Новосибирске в 1964 году. Он относится к тем режиссёрам, которые снимают знаковые фильмы. Не часто, это не такое интенсивное кинопроизводство. Один фильм в два-три года. Практически все его немногочисленные киноработы стали заметными и получили признание. Сначала было «Возвращение», затем фильм «Изгнание», «Елена», «Левиафан», в прошлом году прогремела «Нелюбовь». Сняв 5 полнометражных картин и 2 короткометражки, не поставив свою работу на поток, Звягинцев добился Венецианского льва, номинировался в Каннах и был дважды выдвинут на премию «Оскар» от России в номинации «Лучший иностранный фильм» за фильмы «Левиафан» и «Нелюбовь». Это режиссёр, который производит штучные работы. Так работали и его предшественники, например, Алексей Герман, Лариса Шепитько, Андрей Тарковский.

Кадр из фильма «Нелюбовь»
Кадр из фильма «Нелюбовь»

Звягинцев интересен тем, что он очень востребован в Европе. Мне иногда кажется, что в Евросоюзе он даже больше почитается, чем в России. Совсем недавно я был в Цюрихе, где мне посчастливилось пообщаться с журналистской династией Майер, которые работают в Neue Zürcher Zeitung. Мы много говорили о русской культуре. Когда мы говорили о современном состоянии России, они сказали, что они пытаются понять то, что происходит в России, по фильмам Звягинцева. Европейская интеллигенция пытается понять Россию и русский менталитет, смотря его фильмы. То есть перед нами режиссёр, который создаёт образ России для европейских интеллектуалов.

-6

Фильм также интересен по визуальной эстетике. Снимался он на побережье Ладожского озера под Санкт-Петербургом. Звягинцев писал, что он очень долго искал натуру. Это были длительные поездки, было снято огромное количество кинопроб и этюдов. Красивого и ценного в визуальном отношении материала было так много, что после фильма вышел фотоальбом «Возвращение» с теми кадрами, которые послужили предварительным материалом к созданию фильма. Изображение иногда приближается к монохромному — практически исчезает цвет. Я потом скажу, что это значит с точки зрения психологии. У меня есть соображения по этому поводу. Может быть, это эффект состояния изменённого сознания.

Кадр из фильма «Возвращение»
Кадр из фильма «Возвращение»

Фильм очень интересен в связи с обстоятельствами, которые сопровождали его создание и выход. Константин Лавроненко, который играет отца, ждал эту роль 20 лет. В своё время он дебютировал вместе с Евгением Евстигнеевым [в фильме «Ещё люблю, ещё надеюсь»]. У него был достаточно заметный кинодебют в 1984 году, и он 20 лет не получал главные роли. Он признавался, что 20 лет шёл к тому, чтобы сыграть в фильме Звягинцева и получить признание. Два мальчика — Иван Добронравов и Владимир Гарин — сыграли замечательные роли. Владимир Гарин — такой вундеркинд, очень талантливый ребёнок, одарённый музыкально, который к 16 годам уже успел привлечь к себе внимание петербургской культурной интеллигенции. Достаточно сказать, что ещё до своей роли он участвовал в озвучке легендарного, выдающегося фильма Алексея Германа «Хрусталев, машину!». К несчастью, Владимир Гарин трагически погиб за два месяца до премьеры этого фильма. Он утонул в озере, что достаточно символично. Можно размышлять на тему того, как съёмки в этом фильме, его направленность могли повлиять на судьбу актёра, но это уже из сферы мистики, а не науки.

Кадр из фильма «Возвращение» (Актер - Владимир Гарин)
Кадр из фильма «Возвращение» (Актер - Владимир Гарин)

Фильм имел очень большой успех, показывался широко в разных странах мира, окупил свой бюджет, по-моему, в 10 раз, что для российского кинематографа большая редкость. Как правило, даже хорошие фильмы не окупали средств, потраченных на их создание в нулевые годы.

Филипп Филатов
Филипп Филатов

Я не люблю говорить о содержании перед фильмом, потому что это неправильно по отношению к зрителю. Но я подброшу что-то, что, возможно, поможет интерпретировать этот фильм. Я психолог, психотерапевт и много лет интересуюсь философией. Я полагаю, что этот фильм — это пример деконструкции. Деконструкция евангельской притчи о возвращении блудного сына. Деконструкция — это методической приём, при котором мы имеем дело с некоторой бинарной оппозицией. Здесь противоречие скрывается в отношениях отца и сына. Два полюса — отец и сын. В евангельской притче блудный возвращается к отцу, и это, конечно, метафора возвращения души грешника к Богу. А в этом фильме блудный отец возвращается к сыну. То есть перед нами «перевёртыш», где евангельская притча ставится с ног на голову. Блудный отец или отец утраченный находит двух своих сыновей. Фильм о том, что из этого получается. Напряжённый, сильный, очень экспрессивный. И что вообще бывает, когда родитель, не общавшийся с ребёнком на протяжении всей его жизни, на протяжении онтогенеза, становления личности, оставив после себя пустоту, внезапно появляется и пытается её заполнить. Всегда ли это хорошо получается? И что лучше — когда-то оставленная пустота или то, чем её очень активно пытаются заполнить? Пытаясь вернуть утраченное время и наверстать то, что потеряно, причинив добро задним числом. Это открытый вопрос. На мой взгляд, фильм об этом. Давайте его посмотрим и обсудим. Спасибо!

-10
Подписывайтесь на наш канал в Telegram (kinoru61 — https://t.me/kinoru61) или WhatsApp (https://chat.whatsapp.com/9VuOoTU159DIRnw4cHTGd5)
Читайте обсуждение после просмотра «Возвращения» с Филиппом Филатовым.