Вслед за заявлениями вице-премьера Борисова теперь и Минпромторг в лице Министра Мантурова пообещал ракетные экранопланы. Ватфор долго думал, пытаясь найти сколь-нибудь печатную формулировку.
Попытаемся развернуть мысль. Экраноплан — специфический зверь, не похожий ни на самолёт, ни на корабль. В теории он должен быстро лететь над поверхностью, доставляя свой груз на корабельные дистанции с самолётной скоростью, поддерживаемый в воздухе экранным эффектом вблизи земли (оттуда и название). Но, как у многих красивых идей, на практике вылезли проблемы.
Во-первых, оказалось, что экранный эффект позволяет лететь лишь в очень узких рамках, буквально на высоте нескольких метров. Ниже — встреча с поверхностью, выше — срыв потока, потеря управляемости и неизбежная встреча с поверхностью.
Во-вторых, на столь малых высотах многократно возрастает сопротивление воздуха, ставя под вопрос экономичность затеи и ограничивая дальность действия до уровней тактической авиации.
В-третьих, идеализированное представление о море как поверхности без волн и воздушных потоков оказалось неоправданным упрощением.
Тем не менее, в Советском Союзе построили несколько экземпляров, о которых до сих пор ходят легенды. Ближе всего к реализации и серийному производству был четырёхсоттонный восьмидвигательный «Лунь», нёсший шесть противокорабельных ракет «Москит» (столько же может унести один Ту-160 или шестёрка Су-30). Проект оказался сложной в реализации смесью из авиа- и кораблестроения и, как следствие, довольно дорогой затеей.
Проект был закрыт по совокупности многих причин: нехватка денег, сомнительная военная ценность (относительно тихоходная цель, заметная для любого противника, который умеет распознавать цели на фоне земли), низкая безопасность (прототип «Луни», в два раза более тяжёлый корабль-макет КМ, он же «каспийский монстр» был потерян даже несмотря на, казалось бы, большую стабильность и управляемость), и явная избыточность: незачем плодить отдельный вид вооружений, если те же задачи решаются более универсальными кораблями с ракетным вооружением и авиацией.
Что же стоит за текущим всплеском интереса к этому образцу техники, понять сложно, но Ватфор надеется, что это всего лишь осеннее обострение. Если же министерству очень хочется срочно потратить деньги на крупные военно-морские формы, то лучше их вложить в серийное производство боевых надводных кораблей и авианосных комплексов.
Иллюстрация последствий выхода экраноплана за пределы действия экранного эффекта на видео начиная с 0:28: отрыв от экрана, срыв потока и падение.
Современные системы управления способны держать в воздухе даже чугунные утюги, более известные, как F-117 и офисные вентиляторы модели Osprey (впрочем, по последним статистика аварийности совершенно неприличная). Самые простые системы запрещают пилотам входить в опасные режимы, корректируя их границы в зависимости от внешних условий, системы посложнее умеют принимать меры к стабилизации полёта, противодействуя внешним воздействиям.
Тем не менее, мы видим то, что видим. И причина может быть как в несовершенстве системы, так и в недостатке возможностей для компенсации внезапно возникшей турбулентности или высокой волны. О сосуществовании экранопланов с потенциальными океанскими волнами, высота которых может достигать десятков метров, вообще никто не заикается и это ещё больше уменьшает потенциальную применимость этих аппаратов.