Найти тему
RocketMan

Фильм Дэвида Линча "Малхолланд Драйв". Сон ли это?

Человек с уникальным взглядом на реальный мир, режиссер с неповторимым стилем, художник создающий мрачные картины, маг проникающий в глубины подсознания - всё это Дэвид Линч. Его почерк не спутаешь, каждый его фильм - совершенно новая, чаще всего загадочная история, которая наверняка запомнится Вам надолго. Фильм "Малхолланд Драйв" стал квинтэссенцией творчества знаменитого режиссера, и на мой взгляд, эта картина до сих пор остается лучшей работой мастера.

В этой статье коротко рассказывается об истории создания фильма, об актерах сыгравших в нём, а также совершается попытка сделать то, что после первого просмотра картины кажется практически невозможным - объяснить смысл знаменитого киноребуса.

-2

Если вы являетесь поклонником творчества Дэвида Линча и уже смотрели фильм, то наверняка знаете, что "Малхолланд Драйв" задумывался как сериал. Начальный замысел во многом объясняет структуру фильма, но обо всём по порядку.

Как и в сериале "Твин Пикс", реальность здесь щедро сдобрена сюрреализмом. Сюжет должен был строится на историях трёх главных героев:

Риты - девушки чудом выжившей в автокатастрофе, но потерявшей память;

Бетти - молодой актрисы приехавшей в Голливуд;

Адама Кэшера - режиссера начинающего снимать фильм.

Лора Хэрринг (Рита), Наоми Уоттс (Бетти), Джастин Теру (Адам Кэшер)
Лора Хэрринг (Рита), Наоми Уоттс (Бетти), Джастин Теру (Адам Кэшер)

На роль Риты Линч берёт Лору Хэрринг. По иронии судьбы перед первой встречей с Линчем, Лора попала в небольшую аварию, приняв случившееся за предзнаменование того, что она будет утверждена на роль.

Роль Бетти исполнила Наоми Уоттс. Подробнее о её бесподобной игре я расскажу позже.

Режиссера Адама Кэшера сыграл актер, сценарист и режиссер Джастин Теру.

Майкл Джей Андерсон, который уже снимался у Линча в первых сезонах "Твин Пикс", здесь играет всемогущего босса киностудии - таинственного мистера Рока.

Майкл Джей Андерсон (мистер Рок). Тот самый танцующий карлик из сериала "Твин Пикс"
Майкл Джей Андерсон (мистер Рок). Тот самый танцующий карлик из сериала "Твин Пикс"

Роль нашлась даже для композитора Анджело Бадаламенти, который написал музыку почти для всех фильмов Линча, включая и "Малхолланд Драйв". Он предстает перед зрителем в образе одного из братьев Кастильяни - мафиози диктующих молодому режиссеру свою волю.

Анджело Бадаламенти вполне можно было играть гангстеров в кино.
Анджело Бадаламенти вполне можно было играть гангстеров в кино.

Теперь коротко о сюжете пилотного эпизода. Молодая актриса Бетти приезжает в Лос-Анджелес. Её тётя на время уезжает и любезно предоставляет свою квартиру племяннице. В ней Бетти встречает девушку, о которой тётя не предупреждала. Выясняется, что в результате автомобильной аварии та потеряла память и нуждается в помощи. Пытаясь выяснить её настоящее имя и хоть что-то о её прошлом, девушки начинают расследование и становятся близкими подругами.

Наоми Уоттс и Лора Хэрринг
Наоми Уоттс и Лора Хэрринг

Вместе с главной сюжетной линией начинались и несколько второстепенных, но несмотря на интригующее вступление в телекомпании АВС остались недовольны результатом, посчитав пилот слишком затянутым.

По словам Линча, ему и самому была не по душе предоставленная им версия, но сжатые сроки не дали ему довести пилотный эпизод до ума. Однако, неудача не заставила Линча отказаться от этого проекта. Он решает переработать сценарий, доснять необходимые для завершения картины сцены, и на основе уже отснятого материала сделать полнометражный фильм. Таким образом в результате отмены проекта родился один из самых оригинальных фильмов в истории.

Дэвид Линч
Дэвид Линч

Сняв концовку, переворачивающую все события фильма с ног на голову, Линч не просто завершил все сюжетные линии, ему удалось ошеломить и запутать зрителей. Во многом такой результат был достигнут благодаря прекрасной работе актрис сыгравших главные роли.

Наоми Уоттс поразила своей игрой. Вместе со сценарием был переработан и образ её героини, что позволило раскрыться способностям актрисы. Теперь её роль стала куда сложнее, чем она была в пилотном эпизоде несостоявшегося сериала. К наивности и жизнерадостности провинциалки в полнометражном фильме присоединились более тёмные качества. Наоми Уоттс отлично передала всю гамму чувств испытываемых её героиней.

Крушение мечты героини Наоми Уоттс.
Крушение мечты героини Наоми Уоттс.

Фильм был тепло встречен критиками, на Каннском кинофестивале в 2001 году Линч получил приз за лучшую режиссуру. Были и негативные отзывы, связанные в первую очередь с полным непониманием сюжета.

Но сам режиссер настаивает на том, что сюжет фильма вполне поддается объяснению, и те, у кого пазл собрался, были восхищены. Многие называют "Малхолланд Драйв" самым понятным из всех непонятных фильмов Линча.

Если Вы уже сложили свой пазл или наоборот - бросили всякие попытки разгадать ребус Линча, то следующая часть статьи для Вас. Если же вы ещё не смотрели картину, или чувствуете, что близки к разгадке, то повремените. Пересмотрите "Малхолланд Драйв" ещё раз, а к прочтению статьи вернитесь после того, как ваша версия сформируется. Тогда будет намного интереснее рассматривать другую трактовку показанного.

Дэвид Линч с исполнительницами главных ролей.
Дэвид Линч с исполнительницами главных ролей.

Самой простой и популярной стала теория, по которой первая часть фильма - это сон Дайаны Селвин, за которым следуют сцены из её реальной жизни, объясняющие все приснившиеся ей образы. Первое, что нужно сделать, это разделить фильм на две условные части. Первая из них - сон, а именно всё, что показано начиная с того момента как в самом начале кто-то ложится спать, и до того, как Рита открывает синий кубик. Вторая часть - реальные события ставшие причиной этого сна и последующей трагедии.

-10

Практически все образы увиденные Дайаной во сне являются проекцией реальных людей встреченных ею незадолго до смерти. Начнём с того, что, собственно, произошло. Дайана победила на конкурсе джиттербага - танца показанного в самом начале фильма.

Джиттербаг - популярный в 1930-50-е годы танец.
Джиттербаг - популярный в 1930-50-е годы танец.

Это подтолкнуло её к тому, чтобы стать актрисой. Её тётя Рут, связанная с кино, умирает и оставляет Дайане немного денег. На пробах на главную роль в фильме режиссера Боба Брукера Дайана знакомится с Камиллой. Режиссер недоволен Дайаной и главная роль достается Камилле. Несмотря на это между девушками вспыхивают чувства. Камилла помогает Дайане получить несколько ролей в фильмах, в которых играет.

Но если для Камиллы роман с Дайаной лишь очередная интрижка, которую она спешит прекратить, когда в неё влюбляется режиссёр Адам Кэшер, то для Дайаны разрыв отношений с Камиллой становится трагедией. Девушка впадает в депрессию.

Надеждой Дайаны на то, что Камиллу можно вернуть, становится приглашение на ужин. Дайану везут в лимузине по Малхолланд Драйв, машина останавливается и Дайану встречает Камилла. Она ведёт ее за руку по таинственной тропе, её взгляд интригует и лицо несчастной Дайаны озаряет улыбка, она действительно верит, что не всё еще мертво, но навстречу девушкам выходит Адам, и надежды Дайаны разбиваются. Во время ужина Камилла и Адам сообщают всем, что собираются пожениться.

Адам Кэшер и Камилла
Адам Кэшер и Камилла

Депрессия перерастает в психоз, Дайана полна ненависти, она решает жестоко отомстить, и нанимает киллера, который должен убить Камиллу.

Убийца сообщает, что как только дело будет сделано, Дайана получит синий ключ. Это немаловажная деталь. Одна из подсказок оставленных Линчем, на которые можно опереться расставляя показанные эпизоды в хронологическом порядке. В ответ на вопрос Дайаны "Что он открывает?", киллер смеётся, так как ключ - лишь условный знак того, что его работа сделана. Но в контексте происходящего с девушкой его смех звучит зловеще, ведь получив ключ Дайана свершает свою месть и убивает не только Камиллу, но и свои мечты и стремления.

Синий ключ из реальности во сне приобретет более загадочную форму.
Синий ключ из реальности во сне приобретет более загадочную форму.

Показанное далее уже чистый символизм и сюрреализм. В заключительных сценах показано как "Смерть" выпускает демонов Камиллы, встретившись с которыми Дайана совершает самоубийство.

Сон Дайаны и, собственно, фильм, начинаются с того, что лимузин останавливается не в том месте. Но "сюрприз" для Дайаны, подготовленный Камиллой в реальности, во сне превратился в покушение на приснившуюся Дайане Камиллу.

В лимузин врезается несущаяся на бешеной скорости машина, в аварии выживает лишь Камилла. Но её имя не называется, Дайана прячет его в своём подсознании, не желая возвращаться в реальность.

Камилла видит, как уезжает хозяйка одной из квартир, девушка проникает в квартиру и засыпает прямо на полу. Позже станет понятно, что уехавшая хозяйка - это тётя Дайаны.

Далее следует важная сцена, в которой человек испугавшийся своего сна идет на задний двор кафе, чтобы убедиться в том, что там нет приснившегося ему монстра. Но монстр есть!

Тот самый монстр в исполнении Бонни Ааронс.
Тот самый монстр в исполнении Бонни Ааронс.

Мужчина умирает от страха. Таким образом Линч показывает, что сон у него неотрывно связан с реальностью и демонстрирует нам образ Смерти. Кстати, этого жутчайшего монстра сыграла Бонни Ааронс. Внешность у нее конечно специфическая, но чтобы так загримировать женщину нужно было очень постараться.

Бонни Ааронс.
Бонни Ааронс.

Если предположить, что вся показанная сцена - это сон потерявшей память Камиллы, то получим сон во сне, в котором смерть является сновидице.

Героиня Наоми Уоттс приезжает в Лос-Анджелес. Во сне её зовут Бетти, у дома, где укрылась потерявшая память девушка, она встречает управляющую. Это образ трансформировавшийся из образа мамы Адама Кэшера, с которой Дайана познакомилась во время ужина.

Во сне Дайаны воплощаются все её желания, всё то, чему не суждено было случиться в реальности. Здесь она живет в шикарной квартире тёти, Камилла вовсе не самоуверенная талантливая актриса, являющаяся покровительницей для Дайаны, а испуганная и нуждающаяся в помощи девушка.

И самое главное - во сне она жива, то есть в реальности Дайана всё еще любит Камиллу и, оживляя её во сне, подсознание Дайаны выдает её глубокое раскаянье.

Потерявшая память девушка станет благодарной и послушной спутницей. Она говорит, что её зовут Рита, так как видит афишу фильма с участием Риты Хейворд.

Далее следует сцена, в которой от режиссера Адама Кэшера требуют взять на главную роль в его фильме Камиллу Роудс. Но Камилла на фото и Камилла в реальности - это разные девушки. На фото девушка поцеловавшая Камиллу во время ужина. Фразу самой Дайаны, сказанную киллеру при передаче денег и фотографии (Эта девушка), во сне произносят братья Кастильяни, настаивая на своей кандидатуре на главную роль.

Загадочный молчащий мужчина, сидевший во время ужина напротив Дайаны, отпечатался в памяти, и во сне превратился во влиятельного мафиози.

-16

Кэшер, как виновник прекращения отношений Дайаны и Камиллы во сне испытывает ряд неприятностей из-за нежелания идти на уступки братьям Кастильяни.

А брошенная им за ужином фраза - "так мне достался бассейн, а ей чистильщик бассейнов", предполагающая, видимо, раздел имущества с предыдущей женой, визуализируется во сне Дайаны. Режиссер застает жену с чистильщиком, в отместку портит её драгоценности, начинается потасовка и любовник жены выкидывает Кэшера из дома.

Режиссеру приходится прятаться, его помощница сообщает ему о назначенной встрече с человеком по имени Ковбой. Мельком увиденный Дайаной человек в ковбойской шляпе во сне становится важной персоной влияющей на киноиндустрию.

Ковбой
Ковбой

Наемный убийца тоже отпечатывается в подсознании. Во сне он предстает незадачливым киллером, убившим кого-то ради таинственной черной книги с телефонными номерами.

Далее Рита признается Бетти, что не помнит своего настоящего имени. Девушки находят в ее сумочке кучу денег и синий ключ - все эти образы тоже перекочевали в сон из сцены встречи Дайаны с наёмным убийцей.

-18

Показанная далее сцена встречи киллера с информирующей его проституткой, а также её внешнее сходство с Дайаной, возможно должно сказать нам о том, что из-за отсутствия работы Дайане пришлось стать девушкой по вызову, и именно так она познакомилась с наёмным убийцей.

Фильм наполнен подобными ассоциациями.
Фильм наполнен подобными ассоциациями.

Рита вспоминает, что она ехала на Малхолланд драйв, девушкам удается выяснить, что там произошла авария, а увидев бейджик официантки по имени Дайана, Рита вспоминает имя Дайаны Селвин.

Реальность неумолимо начинает проявляться во сне.

В сцене, где Бетти пробуется на роль в фильме режиссера Боба Брукера выражается нереализованное желание Дайаны получить эту роль. Выше упоминалось, что в реальности роль досталась Камилле, но во сне Бетти бесподобно играет вызывая восхищение присутствующих. Во время этой сцены режиссер произносит фразу, которую можно считать очередной подсказкой Линча. "Не добивайтесь реальности, ждите, пока она придет."

Рите и Бетти удается выяснить адрес Дайаны Селвин, они едут туда. Бетти хочет постучать, но Рита предостерегает её. Подсознательно Дайана хочет избежать образов возвращающих её в реальность, но её настойчивое желание разгадать тайну своей новой подруги оказывается сильнее. В этой сцене реально всё, кроме двух девушек решивших узнать кто такая Дайана Селвин. Её соседка в реальности остается такой и во сне, на месте и детективы следящие за квартирой и ждущие возвращения Дайаны. Сейчас Бетти и Рита находятся в том моменте, когда Дайана уже покончила с собой. В указанной её соседкой квартире они находят труп.

И это, пожалуй, единственное слабое место теории о сне и реальности. Ведь до этой сцены моментов заставляющих сомневаться в ней не было. Но если придерживаться её до конца, то получается, что Дайане снится будущее.

Когда Рита начинает стричь волосы, то в контексте сна этот поступок можно трактовать как попытку изменить внешность, чтобы избежать слежки. Возможно, что Дайана помогла постричь волосы Камилле и в реальности. Это необходимо было сделать для роли в фильме Боба Брукера.

Образы героинь начинают объединяться. Камилла надевает парик и у обоих уже светлые волосы.
Образы героинь начинают объединяться. Камилла надевает парик и у обоих уже светлые волосы.

После следующей эротической сцены Рита и Бетти едут в театр Силенсио. Об этом месте и срочной необходимости посетить его внезапно вспоминает Рита, сквозь сон она повторяет слова мага из театра.

Театр Силенсио - это самая главная подсказка Линча, место, где Бетти суждено осознать - всё вокруг нереально, нереальна и она сама. Окружающая её иллюзия лишь плод её воображения, отражение несбывшихся желаний страдающей девушки. Здесь нет оркестра, но слышна музыка, и даже трогающая до глубины души песня плакальщицы оказывается фонограммой. Когда исполнительница падает замертво, то песня её продолжает звучать. Так в чем же ответ? И сон ли это, или послесмертное путешествие души Дайаны Селвин, души наполненной не растворившимися в небытие грёзами... А может быть души Камиллы и Дайаны встретились в иллюзорном мире, чтобы провести вместе последние часы своего существования и простить друг друга? Осознание главной тайны начинает приходить и Рите и Камилле, и тогда в своей сумочке Рита находит синий кубик, который может символизировать наступившее осознание, и одновременно являться своеобразным порталом ведущим в небытие.

Маг из театра "Силенсио".
Маг из театра "Силенсио".

Девушки приезжают домой, чтобы воспользоваться синим ключом. Бетти исчезает. Возможно этим Линч показывает, что Бетти и Рита это одна сущность, иллюзии порожденные одним разумом. Рита открывает кубик и погружается в него, сознание Дайаны покидает этот мир. В комнату заходит тётя Дайаны, которая в реальности умерла. И это скорее всего еще один намёк на то, что действие происходит в мире мертвых.

После этого мы видим мертвую Дайану и часть фильма посвященная иллюзиям и их смерти на этом заканчивается.

Версия делящая все события фильма на сон и реальность, не может полностью объяснить происходящее. Я всё же склоняюсь к версии о том, что мечты и желания Дайаны Селвин материализовались где-то между нашей реальностью и миром мертвых, месте, через которое проходят души после смерти человека.

-22

Но, как всегда бывает с произведениями Линча, единственно верной трактовки у сюжета фильма быть не может. Каждый зритель, пропуская увиденное через себя испытает совершенно уникальные чувства, и разум его породит при этом настолько же уникальные мысли.

Как и большинство произведений Дэвида Линча "Малхолланд Драйв" не нужно пытаться понять прежде, чем вы почувствуете этот фильм. Испытываемые при просмотре эмоции куда важнее, чем беспристрастное логическое объяснение сюжета. И если Вы досмотрели фильм до конца, и у Вас не возникло желания забыть его, обозвав всё бессвязным бредом, то вы уже на правильном пути. При каждом просмотре картины отыскиваешь всё новые детали, которых раньше не замечал, здесь важно всё, начиная с промелькнувшей эмоции на лице героя, и заканчивая каждым произнесенным в диалогах словом. Однозначно о фильме можно сказать то, что сделан он мастерски, и даже после далеко не первого просмотра во время начала финальных титров на языке крутится только одно слово - потрясающе!