Найти в Дзене
Личности и События

Сверхтяжелые танки Рейха

Еще с Первой мировой военные умы будоражила мысль о сверхтяжелых танках. Весь межвоенный период разрабатывались разнообразные проекты этих машин, но лишь немногие перешли к созданию. В этой статье пойдет речь о Третьем Рейхе, стране, которая максимально продвинулась в создании сверхтяжелых танков.

Гитлер вообще любил все большое. Самолеты, танки, артиллерия невероятных размеров или так называемое «чудо-оружие». Самый известный прототип из танков, разумеется, Pzkpfw.VIII «Maus». «Мышь» была не просто разработана – к концу войны было выпущено целых два экземпляра, которые проходили испытания. Эта машина имела массу 189 тонн, вооружение состояло из двух пушек – 128-мм и 75-мм. Бронирование было лучшим на тот момент, а ряд технических новшеств давал низкое давление на грунт несмотря на массу, лишь немногим больше «Королевского Тигра».

Pzkpfw.VIII «Maus» в Кубинке
Pzkpfw.VIII «Maus» в Кубинке

Остальные сверхтяжелые танки вышли лишь на стадию проектов или деревянных макетов. Наиболее монструозным был «Ратте» или «Крыса» – 1000-тонный монстр, разработанный Эдвардом Гротте, инженером, который прославился благодаря разработкам огромных машин. Этот танк был скорее сухопутным линкором, чем танком: на вооружении должны были стоять две корабельные 283-мм пушки, а орудия, вроде 128-мм, было лишь в качестве дополнительного. Разумеется, этот проект был лишь фантазией, так как существовало слишком много проблем, для создания такой машины.

То, каким должен был стать "Ратте"
То, каким должен был стать "Ратте"

Еще более невыполнимым виделся проект «Монстр». Эта 1500-тонная машина, вооруженная 807-мм сверхтяжелым орудием «Дора», действительно оправдывала свое имя. Но, как и в случае с «Крысой», создать нечто подобное было не то, чтобы нереальным, а попросту бесполезным.

Возможный вид "Монстра"
Возможный вид "Монстра"

Но вернемся к более реальным разработкам. В 1942 году фирмой Крупп был разработан танк «Лев» массой 80 тонн. Таким образом, его можно было считать и просто тяжелым. Однако, дальше деревянного макета не продвинулось и проект был закрыт. Но определенную косвенную задачу он выполнил - Советскому Союзу пришлось в спешке создавать свои аналоги этого танка - КВ-4 и КВ-5.

"Лев"
"Лев"

А вот работы над E-серией велись вплоть до последних дней. Целая линейка танков, от легкого до свертяжелого, должна была заменить существовавшую у Рейха бронетехнику. Работа над E-100 (массой 130-140 тонн) продвинулась дальше всего. Было изготовлено шасси без башни, которое вывезла Британия. Танк был построен по классической немецкой схеме компоновки, а вооружением должно было стать 150-мм орудие. Но Германии не хватило времени, да и вряд ли такая машина спасла бы ее от поражения.

E-100
E-100

Итог

Такие машины выглядели перспективными в первые годы войны, но с дальнейшим развитием артиллерии и авиации, они попросту становились большими мишенями на поле боя. Кроме того, их практически невозможно было транспортировать – ни ж/д пути, ни мосты не могли выдержать такую массу.

Вам также может быть интересно:

Последнее сопротивление Третьего Рейха.
Превосходил ли СССР Германию в танках?