Необычные для нашего восприятия школы находятся и функционируют более 20-ти лет в Швеции. Учебные заведения без кабинетов, четких расписаний, звонков, стандартных парт удивляют своим уникальным дизайном и подходом к обучению. В таких школах является нормой провести урок в коридоре или столовой.
Идея общего пространства воплощается в школах Швеции уже пару десятилетий. Центром в таких школах является ядро, которое не имеет четких разделений на кабинеты, а все зоны для обучения плавно перетекают одна из другой, что создает впечатление цельного общего пространства. Возле такого ядра есть несколько кабинетов, и те не имеют дверей, часто имеют стеклянные стены, между кабинетов нет коридоров. Таким образом школа наполнена светом со всех сторон.
Длительность уроков и расписание зависит исключительно от успеваемости детей, уроки длятся до 120 минут. Наполненность групп может быть от одного ученика до двадцати, все направленно на успешность в обучении каждого ученика в отдельности.
Учитель остается главным звеном в таких школах, но имеет совершенно другие инструменты для обучения. Основная задача учителя найти мотивацию для ребенка к обучению и научить учиться. Дети, после окончания таких школ на всю жизнь имеют привычку самообучаться и совершенствовать свои знания. Большинство предметов проходят в форме беседы, любая информация, которую получают дети во время таких уроков проецируется на жизненный опыт и окружающую реальность.
Непринужденность в поведении, отсутствие четких норм позволяет детям чувствовать себя как дома и проводить время в школе без стресса, получать новые навыки с удовольствием.
Можно скептически относиться к таким опытам, если бы не показатели уровня образования в таких школах в частности, и в самой Швеции в целом.