Прп. Макарий Великий. Слово 16:
------------
"Ибо много таких, внутри которых, хотя соприсуща им действующая и упокоевающая благодать, пребывает и порок; и в одном сердце действуют два духа — света и тьмы.
Но ты, конечно, скажешь мне: «Что общего у света с тьмою?» Или: «Какая совместность храма Божия с идолами?».
Отвечу и я тебе: «Что общего у света со тьмою?». Или где омрачается и замутняется божественный свет? И нескверное и чистое в каком месте оскверняется? Ведь написано: «Свет во тьме светит, и тьма его не объят».
Не надобно понимать вещи однообразно и односторонне. Иные в такой мере упокоеваются в Божией благодати, что бывают мужественнее и благороднее пребывающего в них порока, и, имея теперь молитву и великое упокоение пред Богом, в иной час подпадают действию нечистых помыслов и окрадываются грехом, хотя и пребывают в благодати Божией. Но люди легкомысленные и неопытные, когда отчасти действует в них благодать, думают, что нет уже греха с ними; а умеющие рассудить и благоразумные не осмелятся отречься, что-де, «имея в себе благодать Божию, мы не подлежим действию постыдных и нечистых помыслов»".
---------------
Рождение от Духа, хотя и не происходит без предочищения, само по себе является только началом очищения от страстей. В сердце такого человека, как пишет Макарий, действуют два духа: благодать Утешителя, исходящая из сердца, наподобие Света. И покрывало тьмы, лежащее на нем. Таким образом, что «Свет во тьме светит, и тьма его не объят», и Свет этот очищает тьму до той поры, пока "во Свете Твоем (Духа) не узрим Свет (Христа)".
Такие люди, как пишет Макарий, временами упокоеваются в Божией благодати, а временами ее Свет промыслительно скрывается и ослабевает, так что тьма становится почти или и вовсе не видна. И тогда они подпадают подпадают под действие нечистых помыслов и окрадываются грехом, или мужественно ему противостоят.
Последние -- это благоразумные, которые понимают, что подлежат еще действию нечистых помыслов, и всегда настороже. А окрадываются те, кто думает, что нет уже греха с ними. Оставление это и дается для испытания свободной воли одних, и для научения -- через неизбежные падения -- смирению других.