Конец 80-х и почти все 90-е годы для авиастроительной области были самыми тяжёлыми, финансирования практически не было, военные заказы отсутствовали, рабочие авиапредприятий и сотрудники НИИ были вынуждены искать другую работу, чтобы хоть как-то прокормить свои семьи. Именно тогда ОКБ Сухого по программе конверсии начала разработку грузопассажирского самолёта С-80 для местных и региональных воздушных линий. Эта машина предназначалась для замены стремительно старевших самолётов советской эпохи.
Конструкторы выбрали для машины интересную компоновку с двумя хвостовыми балками и крылом высокого расположения и большого удлинения. Сам корпус машины в этом случае становился отдельной частью конструкции, вмещающей в себя герметичный отсек с грузовой кабиной объёмом 27 кубических метров и кабиной экипажа.
В гермоотсеке можно было разместить 3300 кг груза или 30 пассажиров. Груз загружался и разгружался через грузовую рампу в заднем торце фюзеляжа, в пассажирском варианте рампа служила для посадки и высадки людей. Одним из преимуществ этого самолёта было быстрое превращение грузового отсека в пассажирский салон, где с комфортом могли разместиться 30 человек в креслах по схеме 2 + 2 места в ряд.
Двигатели для С-80 должны быть отечественными, предполагалось оснастить машину турбовинтовыми моторами ТВД-1500, но подвели разработчики, не сумевшие доработать их к этому времени. Поэтому на первый предсерийный самолёт поставили двигатели CT7-9B американского производителя кампании General Electric с мощностью 1750 л.с, которые размещались в передней части балок.
Машина была оборудована высокими стойками шасси с колёсами пониженного давления, делающими возможным производить полёты с грунтовых и заснеженных аэродромов. При максимальном взлётном весе 14.2 тонны самолёт с полной коммерческой загрузкой поддерживал крейсерскую скорость 430 км/час, имел практический потолок 7600 метров и дальность 1300 км.
Плохая финансовая поддержка проекта С-80 задержало конструкторские работы и поэтому первый свой полёт опытный предсерийный образец выполнил лишь в начале сентября 2001 года. Самолёт к тому времени обозначался как Су-80. Значительные перерывы в разработках привели к тому, что ограниченный выпуск предсерийных машин начали лишь в 2006 году в Комсомольске-на-Амуре на заводе КнААПО. На поздних машинах в ограниченной серии удлинили фюзеляж на 1.4 м, из-за возникших проблем с путевой и поперечной устойчивостью при отказе одного двигателя.
Самолёт мог бы получиться неплохим, ведь ещё тогда к нему проявили интерес не только гражданские перевозчики, но военизированные службы и ВВС. Но машина даже не начала сертификационные испытания, впрочем, закончив заводские, поскольку все производственные площади и ресурсы были отданы проекту Сухой Суперджет-100. Правда, следует отметить, что после выступления премьер-министра Д.А. Медведева в 2012 году о развитии самолётостроения для местных и региональных перевозок, с проекта стряхнули пыль, но затем тихонько отложили в сторону.