Портреты Николая Ивановича Фешина. Не понять отчего, но память рисует строчки Игоря Северянина: " Гувернантка - барышня вносит в кабинет в чашечках фарфоровых Creme d`epine vinette...."
Николай Иванович Фешин-признанный мастер портрета двух континентов: России и Америки. Он родился в Казани в позапрошлом веке, прожил долгую, порой наполненную не самыми радостными событиями, жизнь, и создал более 2000 произведений живописи, графики и скульптуры.
В настоящее время, творчество маэстро портрета хранится в более чем тридцати различных музеях США, где считается национальным достоянием. Также немало шедевров русского мастера очутилось в частных коллекциях, служа предметом восхищения и зависти не только завзятых коллекционеров, но и крупнейших национальных галерей.
Ученик художественной мастерской И.Е. Репина, удостоенный звания академика Императорской школы художеств, был ярким представителем стилей импрессионизма и модерна.
Творчество величайшего виртуоза кисти можно разделить на два периода : до и после эмиграции. Находясь в Америке и фактически прожив всю свою сознательную жизнь до 1955 года именно там, Николай Фешин создал галерею портретов под названием "Таосский период".
Занимательно и в то же время трагично осознавать тот факт, что русская душа Фешина проявилась во всей красе ровно в этот период творчества, хотя американская публика требовала коммерческой конъюнктуры и поверхностного написания портретов на продажу, Им не нужна была глубокая проработка выражения глаз, эмоций натурщиков, внутреннее содержание изображаемой личности.
На протяжении всей карьеры наш герой писал портреты своей жены и дочери Ии. Взгляните на два потрясающих полотна, где художник представляет совсем юную девочку-подростка, и ее портрет в уже зрелом возрасте.
Как тонко прослеживается хрупкая утонченность женского начала, все тот же выразительный умный взгляд, та же посадка головы, те же длинные тонкие пальцы, и вместе с тем- едва уловимая, но отчётливо ощущаемая перемена всего образа в целом, почти мистическая смена детской непосредственности на пронзительное очарование юности.
У красоты - сотня определений, а её понимание и вовсе уникально для каждого человека. Но тем и удивителен наш герой, что глядящие с его портретов люди самого разного происхождения, образа жизни и мысли - предстают именно той своей, так сказать, "гранью", сутью внутреннего наполнения, что, будучи единожды поймана зорким глазом и безошибочной интуицией живописца, навсегда оставляет на полотне прекрасный в своей самобытности след. Эти картины не просто существуют, украшают или привлекают. Они бесконечно проживают миг времени, навсегда похищенный у Вечности волшебством маэстро Фешина.