Найти в Дзене
КРЫЛЬЯ ИСТОРИИ

Это вам не 41-й год

Линия фронта неуклонно отодвигалась на запад. У всех на устах было одно слово — Таллин. Кто из морских летчиков-балтийцев не мечтал нанести именно здесь новый мощный удар по ненавистному врагу и отомстить за кровь и боль 1941 года! И вот этот долгожданный день настал...

Под прикрытием истребителей подполковника А. Мироненко наш 12-й полк в полном составе вылетел для нанесения бомбового удара по фашистским боевым кораблям и транспортам, находившимся в Таллинской военно-морской базе.

Прошли линию фронта. Внизу шла ожесточенная артиллерийская дуэль. По обе стороны наблюдалось оживление — подтягивалась боевая техника. Столбы пыли висели над дорогами.

На Таллинском рейде виднелись корабли и транспорты различных классов. В воздухе над ними барражировали фашистские истребители.

— Голосову сковать противника в районе цели, — раздалась в наушниках команда подполковника Мироненко, и четверка «яков», ведомая Иваном Голосовым — одним из лучших асов Балтики, устремилась к вражеским истребителям.

На рейде началось интенсивное передвижение кораблей и транспортов.

— Удирают, гады! — бросил штурман Е. Кабанов.

— Произвести боевое развертывание, — передал я по радио. Удар нанести по кораблям и транспортам, выходящим из базы, звеньями с высоты три тысячи метров.

Командир ставит боевую задачу перед вылетом. // Фото: waralbum.ru
Командир ставит боевую задачу перед вылетом. // Фото: waralbum.ru

Наш пикировщик начал делать левый разворот. При выходе на боевой курс впереди мелькнуло желтое брюхо «мессера» и черные кресты на плоскостях. В следующий момент фашистский стервятник вспыхнул ярким пламенем. Его поджег кто-то из гвардейцев Ивана Голосова...

Вражеские корабли встретили нас плотным зенитным огнем. От разрывов снарядов рябило в глазах. Трудно становилось дышать — казалось, в кабину хлынул раскаленный воздух. Небо вокруг бушевало огнем. Но звено за звеном наши «петляковы» преодолевали зенитный барьер и устремлялись к целям.

Я выбрал большой транспорт водоизмещением приблизительно 10 тысяч тонн и стал подводить перекрестие прицела к носу огромного судна. Ведомые, по докладу штурмана, в точности повторяли все наши действия. Это были уже далеко не те «зеленые», неопытные летчики, за которых так болела душа во время первого боевого вылета...

Пикировка транспортов противника с воздуха. // Фото: allaces.ru
Пикировка транспортов противника с воздуха. // Фото: allaces.ru

Бомбы ушли вниз. На выходе из пикирования вражеские зенитчики сосредоточили на нашем звене весь свой огонь, — очевидно, мы здорово насолили фашистам... Однако огонь не помешал бомбардировщикам быстро собраться в группу, и тогда Евгений Кабанов сообщил:

— Потоплены два больших транспорта ... Сейчас заканчивает работу четвертая авиаэскадрилья.

— Хорошо! — вырвалось у меня.

На обратном пути мы увидели, что линия фронта, которую мы еще недавно видели, претерпела заметные изменения: передвижение войск теперь осуществлялось только в одну сторону — на запад.

— Вот и славно, — угадав мои мысли, удовлетворенно заметил штурман. — Мы сверху, они снизу... Бьем фрицев, товарищ командир! Это им не 41-й год!

Да, это был не 41-й. Я подумал о том, что вот и сегодня мы побывали, как говорится, в самом пекле, но не потеряли ни одного самолета и успешно выполнили боевую задачу.

Везение? Да, везение и удача. Мастерство? Безусловно, ибо удача не любит дилетантов. Но ведь боевое мастерство, искусство побеждать немыслимы без опыта, живой практики. На войне опыт оплачивается кровью...

Из воспоминаний Героя Советского Союза К.Усенко ("В небе-лётчики Балтики". Из боевой истории авиации дважды Краснознаменного Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны. 1974 г.)

Спасибо за внимание! Ставьте 👍 и подписывайтесь на канал "Крылья Истории".