Найти в Дзене
Настроение кино

7 фильмов Майкла Крайтона, автора «Парка Юрского периода»

Оглавление

Успех сопутствовал Майклу Крайтону в любом деле, за которое он брался. Он был звездой баскетбола в школе, получил дипломы филолога в Гарварде, антрополога в Кембридже и врача в Гарвардской медицинской школе. Но все эти достижения стали лишь ступеньками к главному призванию – сочинительству. Крайтон прославился как автор бестселлеров в жанре научной фантастики еще в конце 1960-х, после выхода дебютного романа «Штамм «Андромеда»». Второй его звездной профессией стало поприще сценариста. Нужно хорошенько постараться, чтобы найти человека, не смотревшего «Парк Юрского периода» (1993), снятый по его роману и сценарию, или сериал «Скорая помощь» (1994-2009) – проект Крайтона, созданный на основе его опыта работы в медицине. Фильмы и сериалы по Крайтону, почившему еще в 2008 году, продолжают выходить и сегодня. Но американский писатель успел зарекомендовать себя также и мастером режиссуры. Давайте вспомним семь кинолент, авторство которых целиком принадлежит Майклу Крайтону.

Мир Дикого Запада (1973)

Сильный полнометражный дебют Крайтона-режиссера, снятый им по собственному сценарию. Фильм стал значимой вехой в истории кинофантастики, в нем впервые были применены компьютерные спецэффекты (и это в 1973 году!). Сложно не заметить, какое влияние сюжет и художественные решения «Мира Дикого Запада» оказали на всенародно любимого «Терминатора» (1984). Устрашающего Юла Бриннера в роли спятившего робота-ковбоя смело можно признать «отцом» киборга Т-800, сыгранного Арнольдом Шварценеггером спустя 11 лет. В 2016 году сюжет Крайтона о вышедшем из-под контроля тематическом парке получил развитие в сериале «Мир Дикого Запада». Но в отличие от мозголомного сценария последнего в оригинальном фильме практически нет пространных рассуждений – в своем кино Майкл Крайтон просто хочет показать опасные приключения в обрамлении идей об угрозе технологий. Описание, вполне подходящее и для «Парка Юрского периода».

Кома (1978)

-2

Свой второй фильм – параноидальный медицинский триллер «Кома» – Майкл Крайтон снял по роману Робина Кука, друга и коллеги по писательскому ремеслу. По сюжету доктор Сьюзан Уилер пытается разобраться в загадочной истории: пациенты в ее больнице впадают в кому без всяких на то оснований. Студия хотела видеть в главной роли Пола Ньюмана, но Крайтон решил сохранить героиню из книги, чтобы его фильм выделялся на фоне конкурентов. Бойфренда Сьюзан сыграл молодой Майкл Дуглас, который потом расхваливал работу под началом Крайтона. В свое время «Кома» очень успешно прошла в прокате и до сих пор сохраняет любовь зрителей за океаном.

Большое ограбление поезда (1978)

-3

История реального ограбления поезда, который в 1855 году вез британское золото на Крымскую войну, сперва послужила Майклу Крайтону основой для романа. Для фильма автор, записавшийся в режиссеры и сценаристы, изменил тон повествования на более легкий. В итоге кино с Шоном Коннери и Дональдом Сазерлендом в ролях хитроумных грабителей получилось авантюрным триллером с нотками комедии и колоритом викторианской эпохи. Отдельным пунктом в меню Крайтона, благодаря которому фильм запомнился аудитории, стали многочисленные трюки. Коннери проявил отвагу и исполнил большую их часть самостоятельно. Он даже снялся на крыше мчащегося с сумасшедшей скоростью поезда, за что получил нагоняй от супруги. Сам Крайтон едва не остался без волос, когда искры из-под колес поезда посыпались ему на голову.

Сотворивший красоток (Лукер) (1981)

-4

1980-е начались для режиссера Майкла Крайтона со съемок нового технологического триллера. Хичкоковский саспенс в истории о пластическом хирурге, расследующим странные смерти супермоделей из рекламного бизнеса, в нем сочетается с сатирой на общество потребления. С помощью новейших технологий корпорация пытается сделать из красивых девушек на экране идеальный инструмент для впаривания любых товаров легковерным американцам. Впрочем, сюжет – не самая интересная часть фильма. Гораздо важнее новые эксперименты Крайтона с компьютерной графикой. Так, в «Лукере» впервые в кино предстает полностью трехмерный персонаж. Однако даже оцифрованная красавица Синди не помогла Крайтону. Критики и зрители единодушно сочли его ленту провалом.

Охота на роботов (Бунт роботов) (1984)

-5

В год выхода «Терминатора» Майкл Крайтон также вернулся к теме взбесившихся машин. В «Охоте на роботов» поначалу всё не так мрачно. Крайтон намеренно показывает светлое будущее: Америку, в которой роботы, далекие от антропоморфизма, служат людям помощниками в их рутинных делах. Случается, что машины ломаются и ведут себя не так, как были запрограммированы. В этих случаях приходит полицейский с усами Тома Селлека из сериала «Частный детектив Магнум» и исправляет ситуацию. Но однажды роботы начинают убивать, и тогда ставки резко возрастают. «Охоту на роботов» хвалили за реалистичный «промышленный» дизайн роботов и ругали за всё остальное, в прокате фильм с замахом на блокбастер провалился. Впрочем, кино это всё равно примечательное. В нем на экране дебютировал Джин Симмонс из группы Kiss (он, естественно, сыграл главного злодея), а легендарный композитор Джерри Голдсмит впервые в карьере записал электронный саундтрек.

Вещественное доказательство (1988)

-6

Не вполне удачная попытка Майкла Крайтона снять судебно-криминальный триллер без примеси фантастики. Впрочем, винить в провале следует скорее вялый сценарий, за который отвечали другие авторы. Изначально текст создавался для сиквела успешного фильма «Зазубренное лезвие» (1985) с Гленн Клоуз и Робертом Лоджиа. Однако продолжение в работу запущено не было и на основе сценария запустили оригинальный проект с новыми актерами. Берт Рейнолдс сыграл экс-копа, обвиненного в убийстве, а Тереза Расселл – его адвоката. Вместе они распутывают тайну и отбиваются в суде, попутно наступая на все жанровые штампы. Материал оказался совсем чужим для Крайтона.

13-й воин (1999)

-7

Многострадальный эпик с Антонио Бандерасом в роли арабского поэта, отправившегося вместе с викингами в поход против племени дикарей-вендалов. Официально фильм по историческому роману Майкла Крайтона был снят Джоном МакТирнаном, постановщиком «Хищника» (1987) и «Крепкого орешка» (1988). Однако на самом деле Крайтон отобрал у него режиссерское кресло в 1997 году после плохих отзывов на первых тестовых просмотрах. Крайтон переснял огромное количество сцен, полностью изменил финал, пригласил нового композитора (Джерри Голдсмит вместо Грэма Ревелла) и даже сменил название – до этого фильм именовался «Пожиратели мертвых», как и роман-первоисточник. За время двухлетних переделок бюджет ленты разросся до $160 миллионов. Мировые сборы в $61 миллион навесили на «13-го воина» ярлык эпического провала, критики тоже остались не в восторге. Это, пожалуй, одна из самых обидных неудач Крайтона. Не только потому что фильм стал последней киноработой талантливого сочинителя и режиссера, но и потому, что «13-й воин» – отличное приключенческое кино: богато снятое, напряженное и атмосферное зрелище с интересными аллюзиями на северные легенды.

-8