Найти тему

Девушка с характером: типаж советского кино 50-60-х

Важнейшее место в списке советских фильмов тех лет занимали молодежные комедии и мелодрамы. Самый популярный и смотрибельный жанр. На все времена. Главный герой - разбитной и легкомысленный весельчак, незатейливый, но при этом очень честный, порядочный и свой в доску - рубаха-парень. Коля Рыбников, Юра Белов, Леня Харитонов. Монтажники-высотники, строители-лесорубы. Их подруги-девчата соответствовали контексту фильмов. Брался очень условный образ принципиальной и сознательной девушки. Идейной активистки, которая должна была положительно влиять на нашего несознательного балагура. Перевоспитать и взять шефство.

Это вам не фривольные красавицы 30-х. И не нежные и самоотверженные девушки военных годов. Образ девушки 50-х формировался четко, в соответствии с запросами социалистического порядка. Симпатичные и даже очень красивые актрисы советского кинематографа были лишены кокетства, стильности, а подчас и женственности. Знаю, знаю! Не всегда. Но модницы в советских лентах почти закономерно были с червоточинкой или же не совсем положительными и сознательными. Вспомните Таню из "Разных судеб" или стервозную Анфису из "Девчат", или даже отвязную и грубоватую Катю из "Высоты"(ее потом перевоспитает герой Рыбникова и она "начнет расти над собой").

Типичная девушка из фильмов. Крепкая, курносая. В непременной косынке и рабочем комбинезоне.
Типичная девушка из фильмов. Крепкая, курносая. В непременной косынке и рабочем комбинезоне.

Так вот. Простой советской девушке были чужды разные заграничные наряды и всякие ваши стиляжные штучки. Развлечения и досуг в рамках советской морали. Кино, театр, танцы в клубе. Открытые лекции, на которых она сама засыпает (фильм "Неподдающиеся).

Главные героини 50-х - принципиальные особы с весьма сложным характером. Ультимативно доказывающие свою правоту и правильность принимаемых решений. Они постоянно в оппозиции. Выступают на комсомольских собраниях, декларируют, отчитывают, командуют и указывают. Показательная, активная жестикуляция и призывы к собравшемуся коллективу.

В наилучшем виде такую вот образцовую пятидесятницу передает актриса Надежда Румянцева. Ее героини в высшей степени отражают стиль "правильной советской девчонки". Немодной, нестильной, с характером. Не самым лучшим, надо сказать. Задиристый нрав дворового мальчишки и какие-то дерганные попытки выстраивать отношения с противоположным полом. Нахальство, переходящее в откровенную наглость. Это я про фильм "Девчата". Но есть и другие варианты.

-2

Например, Татьяна Сергеевна из "Весны на Заречной". Подвид "правильной" девушки. Я даже не говорю про отпор, который она дала наглецу Савченко. Но выстраивание отношений с другими своими учениками, отношения с людьми, морализаторство по поводу и без - явно не в пользу героини. Несмотря на преподносимую "положительность", мы видим зажатую, социопатичную и высокомерную девушку с воззрением немолодой женщины. Со старорежимными костюмами, прической и тяжелой походкой. Если Кислицына Тося казалась нам чересчур ребячливой, то эта героиня скорее напоминает бабулю. Кстати, в начале фильма героиню и принимают за пожилую женщину, что очень показательно.

-3

Ну есть и более-менее женственные образы героинь. Катя из "Девушки без адреса" - хорошенькая и милая, хотя режиссер и приложил все мыслимые усилия, чтобы затереть приятную внешность актрисы. Длинные косы Карпинской скрыты косынкой-тряпкой. Тонкая фигурка замазана ситцевым сарафанчиком. Характер у героини вполне себе пятидесятнический. Неуживчивый и склочный. Катя меняет места работы и жительства с фантастической скоростью. Везде пытается внедрить свои порядки. При этом преподносится нам как очень положительная и принципиальная барышня. Стоящая на твердых позициях. Труженица, девочка-семиделочка, расторопная и умелая. Аж скулы сводит.

-4

Или, к примеру, Лена из "Осторожно, бабушка". Красавица и модница, но с деспотичным характером. Жестко контролирует личную жизнь своих подруг, запрещая им влюбляться и заводить романы. Правда, к финалу сама нарушает установленные ею же правила. Влюбляется в Васю Казачкова, с которым ссорилась на протяжении всего фильма.

Интересно, что концу 60-х этот образ принципиальной девицы будет постепенно уходить с экранов. На смену ему придут модненькие "студентки-комсомолки-красавицы". Не столь ярые и бескомпромиссные. Более мягкие, обаятельные и нежные. И ребята в фильмах уже немного другие. Без акцента на бравую удаль и производственные рекорды. Скорее уж увлеченные романтики, интеллектуалы-технари, вроде хрестоматийного Шурика.

В 70-е к активисткам будут и вовсе относится с иронией. Такая героиня как правило не может устроить личную жизнь потому что горит на основной и общественной работе.

Классический пример - Надя Клюева из "Самой обаятельной". На помощь перезрелой незамужней девице приходит Сусанна, которая поясняет своей подруге, что ярый коллективизм идет вразрез с женственностью. Подгоняются импортные шмотки от знакомого фарцовщика. Пекутся пирожки с завлекательными названиями. Ведется и психологическая работа. Героиня пытается стать более мягкой, загадочной и манкой.

Заметьте, как изменились устои за два десятилетия! То, что в хрущевский период порицалось и считалось антисоветским, в 70-80-е преподносится как норма и даже берется на заметку многими советскими телезрительницами. И это уже намного ближе к современности и курсам по ублажению мужчин!

Лайк и подписка на канал очень радуют автора! Комментарии всегда открыты, ваше мнение для меня важно.