Когда в России вышел первый образцовый перевод Гомера, Пушкин разразился эпиграммой:
"Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера,
Боком одним с образцом схож и его перевод."
Здесь, как видим, Александр Сергеевич транслирует расхожее мнение, что Гомер был слеп.
Собственно, великий поэт древности отстоит от нас настолько далеко по времени, что проверить какую-либо информацию о нем весьма затруднительно.
Однако сам текст "Илиады" содержит некие подсказки, что Гомер мог и не быть слепым, либо ослепнуть лишь в конце жизни.
Итак:
1. "Илиада" содержит большое количество красочных эпитетов. Аэд уделял огромное внимание цвету, благодаря чему зрительные образы почти осязаемы: "бронзоблестящие" щиты, "меднокрасные" копья, "сребристые" луки, "густобагряное" вино, "пышносияющие" мечи, "румяноланитная" Лето. Великий "слепец" неизменно удивляет точностью зрительных ассоциаций. Все эти удивительные эпитеты - его авторская находка, ни до, не после никто таких цветистостей не использовал. Римские философы считали, что на эпитетах и сравнениях Гомера должен учиться каждый оратор.
2. Пристальное внимание к предметам обстановки, интерьерам, одежде. Столы, стулья, колесницы - все подвергнуто скрупулезному описанию. Ну не на ощупь же он постигал, что такое колесница.
3. Подробное описание троянской флоры - донник, гиацинты, ромашки, мелкорослые кипарисы, смоквы и др. Эти растения и по сей день радуют глаз местных жителей. Археолог Шлиман вместе со своим другом, биологом Вирховым, ездил по холмам вокруг руин Трои, чтобы убедиться - растительный покров троянских земель такой же, как в древности.
4. Достоверность ландшафтов. Шлиман свято верил каждому слову в "Илиаде", для него это была своего рода "карта сокровищ", ключ к "златообильному Илиону". Даже если представить, что слепой аэд наощупь познакомился со столами и табуретками, колесницами и деревьями, совершенно невозможно поверить, что он описал троянские ландшафты настолько точно, что Шлиман, руководствуясь его подсказками, обнаружил даже ямы с минеральной водой и горячие источники, где троянки стирали белье.
5. Аристотель, подвергнувший тщательному разбору в своей "Поэтике" легендарное произведение Гомера, нигде ни словом не обмолвился о его слепоте.
Так что не исключено, что античному сказителю слепоту просто приписали - в мифах бродячие певцы были традиционно слепыми...