Найти тему
Кинолюбитель.

Актеры, которые играли образы благородных преступников.

Актеры, которые играли образы благородных преступников.

Сегодня мы вспомним актеров, которые создали на экранах образ благородных воров, благородных преступников.

Вообще, в нашей русской традиции романтизировать преступный мир. Можно вспомнить много русских народных песен, можно вспомнить произведение создателя метода соцреализма в советском искусстве. М. Горького «На дне». Так что, традиция была создана задолго до момента появления детектива в советском кино, и уж, совсем задолго до времен беспредела девяностых годов, которые отразились в кинематографе.

Появился криминальный жанр в пятидесятые годы двадцатого века, значит, на экране должен появиться и преступник. И он должен быть антитезой главному герою в милицейских погонах. Но, поскольку считалось, что советское правосудие – это правосудия народа, то должен был появиться на экране и образ преступника поневоле, преступника в силу обстоятельств.

Так в советском кинематографе появились преступники, которые каются и хотят завязать со своей профессией.

Фильм про вора в законе, который завязал, всего один, но этот филь является безусловным шедевром нашего кино. Фильм называется «Верьте мне, люди».

Конечно, мы ведем речь о жанре «драма», ибо в жанре комедии советское кино выдало аж три шедевра про воров.

Вообще, общая беда советского кино это то, что преступники получались гораздо ярче следователей. Даже оперативники в советском кино вынуждены были носить аккуратные костюмы с галстуком, и даже водолазка под костюм – это нарушение канона. Так продолжалось до начала восьмидесятых годов.

Образы преступников создавали отличные актеры. Но не у всех них получались преступники, которых жалко. Очень часто их преступники только внушали страх. Так Армен Джигарханян всегда создавал образы не слишком хороших преступников. Или Михаил Пуговкин. Актер потрясающего обаяния. Но образы преступников, созданных этим актером, внушают страх. Наверное, так и должно быть. Зловещая суть преступника только подчеркивает благородность дела следователей.

А мы вспомним актеров, которые создали образы благородных преступников. Все они не просто преступники, а криминальные авторитеты высокого статуса. Это воры в законе. Проследим этот путь от середины пятидесятых годов до начала двухтысячных годов.

КИРИЛЛ ЛАВРОВ.

Этот актер, кажется, играл всегда положительных героев. Правда, случались в его карьере и отрицательные герои. Но они не связанны с ролями преступниками в его карьере.

Он два раза сыграл положительных воров в законе. Первый раз в картине «Верьте мне, люди» он показал процесс того, как вор в законе становиться трудягой под воздействием любви. Правда, в этой картине содержалось вульгарное объяснение того, как вор становиться вором. Это объяснялось тем, что этот вор – сын крупного генерала, героя гражданской войны, который был репрессирован. В остальном же, это шедевр нашего кино, где даже показан следователь – служака и формалист, который под статью может упечь любого. В кино это тоже находило свое логическое объяснение: этот следователь - осколок сталинской системы.

Второй раз актер сыграл реального вора в законе Барона, который грабит людей, которые сами воруют из Эрмитажа. Причем, ворует он только потому, что хочет, чтобы культурные ценности оставались на Родине, а не продавались за рубеж. Речь идет о первой части сериала «Бандитский Петербург». Его герой, хоть и болен раком, но является сильным человеком до конца жизни. И он, хоть и вор, но вор с благородными намерениями.

-2

МАРК БЕРНЕС.

Сыграл одного из первых воров в законе. Его герой прошел сложный жизненный путь. Его тоже пытались вербовать западные разведки, но он не согласился на работу с ними, и тайно проник на Родину, где и помог доблестным работникам милиции. Речь идет о первом классном милицейском детективе «Ночной патруль». Образ вора в законе стал одним из ярких в карьере актера. Песня, исполненная в этом фильме, стала хитом, и актера обвинили в том, что он романтизирует преступника. С таким же успехом могли обвинять в этом и Горького, чья пьеса «На дне» входила тогда в обязательную школьную программу. И именно в этой пьесе вор Васька Пепел вполне себе положительный персонаж.

-3

ВАЛЕНТИН ГАФТ.

На самом деле, если посмотреть внимательно фильм «Воры в законе», образ вора Артуры, сыгранный Гафтом, достаточно проходной. Он просто драматургически связывает историю бармена с историей чегемской Кармен. Но дарование Гафта делает этот образ запоминающимся. И кажется, что он главный герой картины, хотя главные герои там бармен и археолог в исполнении Стеклова и Щербакова. Безусловно, образ Артура несколько лакировочный. Но получается, что это человек со своими принципами, который готов идти на все, чтобы их отстоять. Он оберегает свой курорт от разных нехороших людей, которые приведут с собой новую волну преступников. Это некий патриархальный вор в законе. Он хранит свой патриархальный порядок, но новая цивилизационная волна приносит с собой новые виды преступности. И дон Корлеоне, и Артур уходят из этого мира, не в силах справиться с этой волной.

-4

СЕРГЕЙ ШАКУРОВ.

Актер универсальный. Но новая волна популярности пришла к актеру вместе с образом вора в законе Креста в фильме «Антикиллер».

Это вор старой формации, который не приемлет роскошь, и считает, что вор должен быть босяком. А еще он считает, что вор должен сидеть в тюрьме. Ибо только наивные советские зрители считали, что тюрьма - это наказание для преступников, а это для них дом родной.

За скобками скажу, что тюрьма – то как раз и наказание, это СИЗО и зоны для них родной дом…

Правда, во второй части Крест меняет свои принципы, и предстает перед зрителями человеком, который вписался в новую реальность. Но это тоже вполне естественно. Но из первой части запоминается момент, как Крест разоблачает «апельсина», то есть, человека, который просто купил звание «вора в законе». Безусловно, роль Креста – это замечательная работа актера.

Нужно понимать еще и то, что Данил Корецкий, Андрей Константинов – это не просто замечательные писатели, а выдающиеся знатоки преступного мира, поэтому, можно быть уверенными за реализм и образа Барона, и образа Креста.

Не будем романтизировать преступность – будем ее понимать. В конечном итоге, многие наши любимые детские герои, те же «Мушкетеры» во главе с гасконцам, творят такие дела, за которые их бы упекли сейчас на пожизненное заключение, но литература эта предназначена для среднего школьного возраста.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!

МИРА ВСЕМ И ЛЮБВИ.

ЛАЙКНЕТСЯ МНЕ – ЛАЙКНЕТСЯ И ВАМ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.