Найти тему

Пенсионеры в школе: "тормоз" или вынужденная необходимость?

Дорогие коллеги! Сразу скажу, что о новой пенсионной реформе не скажу ни слова: во-первых, она ещё не принята, во-вторых, это несколько другая тема.

Однозначного ответа на вопрос, нужны ли пенсионеры в школе, не мешают ли они развитию, внедрению инноваций, и т.д., нет и быть, по-моему, не может.

Я смотрю на конкретную ситуацию и конкретных людей в своей школе. И вывод напрашивается сразу: пенсионеры разные! И дело не в возрасте. У меня 4 пенсионера, и среди них есть учителя, которым «слегка за 60», и есть, которым «немного за 70». Так вот к двоим вообще никаких претензий. Они полны сил и энергии, хотя также устают, болеют, частенько просто «неважно» себя чувствуют. Но это почти никак не сказывается на их работе. Мне кажется, молодые даже чаще так себя чувствуют.

При этом они открыты ко всем переменам школе. «Гудят», конечно, ворчат про «вот раньше… а сейчас напридумывали…». Но стараются не отставать от реалий нашего вечно реформируемого образования.

Честно говоря, некоторых учителей-не пенсионеров «раскачать» бывает гораздо труднее. Так что, повторюсь: пенсия бывает не в паспорте, а в голове.

Но есть и другие пенсионеры. На все предложения, требования, просьбы ответ стандартный: «Нам уже поздно всё это осваивать, может, последний год работаю…». Про «последний год» от некоторых я уже слышу 6 лет (столько директорствую).

Я ценю опыт этих людей, их вклад в образование, в школу, их преданность профессии, но что делать мне? Я отвечаю за школу, за тех детей, которые учатся здесь и сейчас. Им нужно современное образование, их не устроят прошлые достижения наших уважаемых педагогов, если сейчас они не могут дать то, что нужно школьникам в современном мире. И у меня есть начальники, которые требуют, чтобы все учителя проходили аттестацию на категории, участвовали в конкурсах, семинарах и т.д. А им это не нужно.

Таким учителям почти невозможно доказать, что нужно меняться. Да, в образовании много происходит не очень логичного и продуманного. Но то, что дети и мир стали другими – это факт. И нужны новые подходы, формы, методы… Возможно, в советское время и было лучшее образование (я сам учился в самой средней советской школе, и могу с уверенностью сказать: была стабильность, но всё также зависело от учителя и его ответственного отношения к работе). Но за последние 20 лет так всё изменилось, что постоянно оглядываться назад уже бесполезно. Тем более что ФГОС написан как раз на основе лучших советских методик (их и тогда использовали единицы).

Но всё-таки я считаю, что уходить из школы нужно вовремя. Мы работаем с детьми, и «после 70» уже трудно соответствовать требованиям новых поколений. Хотя, повторюсь: всё индивидуально. Если человек находится в хорошей физической и психической форме, готов развиваться, а не просиживать «часы», то и, как говорится «на здоровье!».

Есть и ещё один момент: в сельских школах зачастую пенсионеров просто некем заменить. Зарплата небольшая, нагрузка высокая, жилья нет, перспективы туманные… Ну вы сами всё знаете.

А что Вы думаете по этому поводу?